logo
Лекции - Управление персоналом Валиева О

Вопрос 43.

Поведение личности в организации

  1. Понятие поведения сотрудника в организации

  2. Факторы, определяющие поведение личности в организации

  3. Типы поведения личности в организации

  4. Регламентация организацией поведения ее членов

1. Поведение сотрудника в организации — совокупность действий человека, определяемых занимаемой им жизненной позицией и осознанием своего места в организации.

Организация заинтересована в таком поведении своих работников, которое характеризуется добросовестным и надежным выполнением должностных обязанностей, проявлением активности, инициативы и готовности принятия дополнительной ответственности в случае необходимости.

2. Можно выделить семь основных групп факторов, определяющих поведение сотрудника организации:

- личностные характеристики сотрудника;

- его мотивация;

- особенности восприятия;

- критериальная основа;

- круг общения;

- социальная роль;

- статус.

Личностные характеристики сотрудника:

- общие качества:

• ум;

• интеллект;

• наблюдательность; . общительность;

• работоспособность;

• организованность;

- специфические качества:

• способности к тому или иному виду деятельности;

• аналитические способности;

• обучаемость;

- подготовленность к определенному виду деятельности - наличие соответствующих:

• знаний;

• умений;

• навыков;

• опыта работы;

- направленность социальной активности личности;

- биологически обусловленные способности:

• темперамент;

• здоровье;

• выносливость;

- склад характера;

- психологические особенности и психическое состояние:

• стиль работы;

• степень возбудимости;

• сила и гибкость психики;

• склонность к апатии, депрессии, приподнятому настроению.

Мотивация сотрудника определяет ориентиры и цели, которых он хочет достигнуть, а также способы их достижения и в конечном итоге тип поведения.

Восприятие представляет собой процесс интерпретации представлений об окружающем мире, тип реакции на поступающую информацию:

- принятие;

- отторжение;

- "поведение страуса".

Восприятие сотрудника предопределяют следующие факторы:

- обстоятельства, рабочая обстановка;

- кругозор, адекватность и глубина видения реальной ситуации;

- стереотипы и предрассудки, присущие сотруднику;

- личностные и социальные характеристики сотрудника и другие факторы.

Критериальная основа — это те характеристики личности сотрудника, которые определяют его выбор и принятие решение о своем поведении в организации.

В критериальную основу входят:

- система ценностей, разделяемая человеком;

- верования, которых придерживается человек;

- расположение к людям, работе;

- принципы человека, которым он следует в своем поведении.

На поведение работника влияет не только его служебный, но и личный круг общения сотрудника.

Социальная роль предопределяет определенные социальные ожидания, которые предъявляются к поведению сотрудника.

На ролевое поведение работника влияют:

- стереотипы, связанные с ролью;

- личность индивида;

- истолкование им своей роли;

- ее соответствие возможностям и желаниям сотрудника.

Статус — положение сотрудника в иерархии организации.

Статус может быть:

- формальным (должность, заработок обладателя);

- неформальным (пол, возраст, культура, опыт, связи и др.).