logo
Лекции - Управление персоналом Валиева О

Вопрос 29.

Отбор персонала при приеме на работу

  1. Понятие и цели отбора персонала

  2. Принципы отбора

  3. Критерии отбора

  4. Профессиограмма как инструмент отбора персонала

  5. Этапы отбора

1. Отбор персонала представляет собой процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирают из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание условия текущей обстановки.

Главная цель отбора заключается в том, чтобы принять на работу сотрудников, наиболее отвечающим стандартам качества, работы, выполняемой организацией.

2. Для обеспечения беспристрастности проводимой процедуры отбора применяются принципы:

- комплексности, предполагающий всестороннее исследование и оценку личности, (биографических данных, уровня профессиональных знаний, деловых и личных качеств, профессиональной карьеры, состояния здоровья);

- объективности, означающий справедливую оценку кандидата;

- научности, предполагающий использование при подготовке и проведении отбора последних научных достижений и новейших технологий;

- непрерывности, согласно которому должна проводиться постоянная работа по отбору лучших специалистов и формированию кадрового резерва на руководящие должности.

3. Критерии отбора должны всесторонне раскрывать личность претендента на работу. Основными критериями отбора персонала служат:

- полученное образование (во внимание принимаются продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности);

- практический опыт и уровень знаний (один из показателей продолжительности опыта работы - это трудовой стаж, измеряемый общим временем работы в организации и на определенной должности); ■

- здоровье (критерием служат физические и медицинские характеристики преуспевающих работников, если большинство сотрудников им соответствуют; учитываются сила, выносливость, общее состояние здоровья);

- личные характеристики.

В личные характеристики входят:

• возраст;

• семейное положение;

• отношение к труду;

• общественно-гражданская зрелость;

• организаторские способности;

• умение своевременно и самостоятельно принимать и реализовывать решения;

• морально-этические качества;

• психологический.

4. Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности и должности.

Содержание профессиограммы раскрывает:

- особенности и требования профессии;

- характеристики процесса труда;

- санитарно-гигиенические условия труда;

- психофизиологические требования профессии к работнику; .

- профессиональные знания и навыки;

- требования к подготовке и повышению квалификации кадров.

5. Каждый этап отбора представляет собой стадию, на которой отсеивается часть претендентов или они сами отказываются от дальнейшего участия в конкурсе. Основные этапы отбора при приеме на работу следующие:

- предварительная отборочная беседа.

Этот этап направлен на выяснение первичной информации о претенденте:

• уровне его образования;

• личностных качеств;

• внешнего вида;

• умения себя подать;

• коммуникативных навыков;

- составление анкеты соискателя.

Этот этап направлен на отсев наименее подходящих кандидатов и определение круга факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении.

Анализ анкетных данных должен выявить:

• соответствие уровня и характера образования претендента минимальным квалификационным требованиям;

• наличие практического опыта;

• готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочных работ, командировок);

« круга лиц, которые могут дать рекомендации претенденту, предоставить дополнительную информацию; ч

• личностные качества и источники мотивации;

• факторы, препятствующие работе;

- собеседование.

В ходе собеседования проводится комплексное наблюдение за претендентом.

Учитываются:

• что и как говорит соискатель;

• каково его поведение;

• полнота получаемой о претенденте информации (если ее недостаточно, задаются дополнительные вопросы и делаются запросы);

- тестирование. Направлено на оценку знаний, способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения работы;

- проверка рекомендаций и послужного списка. Этот этап проводится посредством изучения отзывов, рекомендательных писем с предыдущего места работы, а также с помощью обмена мнений с предыдущим руководителем по телефону;

- принятие решения о приеме.