logo
Лекции - Управление персоналом Валиева О

Вопрос 55.

Этика деловых отношений

  1. Понятие этики деловых отношений и ее значение в управлении персоналом

  2. Внешний вид делового человека

  3. Публичные выступления и правила риторики

  4. Ведение деловой беседы

  5. Проведение телефонных переговоров

  6. Правила критики

1. Этика деловых отношений - это сфера общественной жизни, представляющая собой систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Выполнение этических норм, правил поведения и взаимоотношений с коллегами, подчиненными, клиентами, партнерами является частью профессиональной роли любого сотрудника организации. Соблюдение этики деловых отношений - это один из критериев оценки профессионализма и отдельного работника, и организации в целом.

2. Внешний вид делового человека — это код, свидетельствующий о его надежности, респектабельности и успехе в делах.

В выборе одежды и аксессуаров деловой человек должен руководствоваться следующими принципами:

- единством стиля;

- соответствием стиля конкретной ситуации;

- правилом трех цветов в выборе цветовой гаммы;

- соответствием характера рисунка в различных предметах и компонентах одежды;

- сопоставимостью цветов в цветовой гамме.

3. Работа многих сотрудников связана с докладами на конференциях и семинарах, лекциях, сообщениями на служебных совещаниях, выступлениями на переговорах, презентациях, выступлениями с предложениями, планами развития перед коллегами и подчиненными. Поэтому практически для каждого работника важным является овладение навыками риторики.

Навыки риторики - это навыки построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах. Выделяют следующие основные правила риторики:

- необходимо тренироваться, выступая пред воображаемой аудиторией с предварительно заданной тематикой;

- отрабатывать использование каких-либо профессиональных терминов и понятий;

- употреблять их уместно, не перегружая ими речь;

- необходимо заранее продумать структуру выступления, придерживаясь следующей схемы:

• вступление;

• стержневая идея выступления;

• краткая история рассматриваемой проблемы;

• тенденции развития проблемы;

• накопленный положительный и отрицательный опыт решения проблемы;

• предложения по решению проблемы;

• заключение;

- во время выступления следует выделять главные мысли варьированием тональности;

- по возможности следует ориентироваться на выступление с короткой, но яркой речью, чем с длинным выступлением, больше адаптированным для чтения.

4. Деловая беседа — это процесс общения с использованием вербальной (слов, фраз, текстов) и невербальной информации (рисунки, фотографии, жесты, мимика), направленный на решение вопросов трудовой деятельности.

В процессе подготовки и проведения успешной деловой беседы необходимо: - - на этапе подготовки:

• определить цели, которые необходимо достигнуть в ходе беседы;

• выделить исходную и вспомогательную информацию для проведения беседы;

• отработать формулировку ключевых понятий и суждений;

• определить последовательность и содержание аргументации;

• продумать состав участников беседы и предвидеть возможны вопросы каждого из них;

• выбрать время и место проведения беседы с учетом элементов невербальной обратной связи;

• смоделировать структуру предстоящей беседы;

- на этапе проведения беседы необходимо:

• создать благожелательную и доверительную обстановку;

• эффективно слушать собеседника, задавая вопросы;

• применять и воспринимать правила вербальной и невербальной обратной связи;

• своевременно и корректно завершить беседу.

5. При ведении телефонных переговоров следует придерживаться следующих принципов:

- соблюдать общие правила подготовки и проведения деловой беседы;

- учитывать, что при телефонном разговоре возникает множество дополнительных препятствий к адекватному восприятию собеседников друг другом (один из собеседников очень занят, плохое качество телефонной связи, исключительная важность проблемы для ее обсуждения по телефону и др.), поэтому по возможности следует использовать телефонные переговоры для решения не очень сложных текущих вопросов. Наиболее значимые и сложные проблемы необходимо решать в личной встрече.

6. Управление персоналом связано с задачей критической оценки деятельности, поступков и поведения сотрудников. Критика представляет собой отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении человека. При необходимости критических замечаний следует руководствоваться следующими принципами:

- определить, есть ли у вас право на критику;

- помнить, что критика должна быть конструктивной и не ущемляющей чувство собственного достоинства критикуемого;

- необходимо проявлять максимальную осторожность и корректность, сохранять ровный тон;

- не выносить поспешных обвинений, выслушать объяснения критикуемого;

- необходимо признавать собственные ошибки в рассматривае-_мой ситуации;

- нужно критиковать поступки, а не способности и свойства человека;

- следует помочь найти решение сложившейся проблемы;

- при этом, даже в критической ситуации необходимо найти повод для похвалы.