logo
Лекции - Управление персоналом Валиева О

3. Выделяют три основных направления обучения персонала:

- подготовку кадров — организованное и планомерное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков;

- переподготовку кадров — получение персоналом новых знаний, навыков и умений в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам и содержанию труда;

- повышение квалификации кадров. Цель такого обучения — это усовершенствование персоналом своих знаний, умений и навыков в связи с ростом требований к профессии или продвижением по должности.

4. Обучение персонала может проводиться в формах:

- внутрипроизводственного обучения (на рабочем месте). Эта форма обучения характеризуется хоть и значительными, но фиксированными расходами. Основным преимуществом является то, что методика обучения составляется с учетом потребностей и специфики предприятия. Передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результаты легко контролируются;

- внепроизводственного обучения (вне рабочего места). Такая форма обучения персонала связана со значительными изменяющимися расходами. Обучение, как правило, проводится опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, но потребности предприятия при этом не всегда учитываются в достаточной мере.

5. Функции организации и контроля обучения, как правило, возлагаются:

- на руководителя подразделения, чьи подчиненные должны пройти обучение;

- менеджера по управлению персоналом.

Руководитель подразделения непосредственно отвечает:

- за утверждение уже определенных потребностей и целей обучения;

- выбор обучающих программ;

- утверждение сметы расходов на материалы и программу обучения;

- планирование и утверждение программы обучения;

- проверку результатов обучения.

В обязанности менеджера по персоналу, связанными с обучением кадров, входят:

- определение потребностей, целей и направлений обучения;

- определение критериев обучения вместе с руководителем функционального подразделения;

- подбор и выбор наставника для обучающихся;

- составление перечня материалов обучения и контроль обеспечения ими;

- организация и проведение обучения.

6. Процесс обучения пepcонала включает в себя следующие этапы:

- определяются и формулируются цели обучения (прежде всего для обучающих). Такие цели, в свою очередь, определяют предмет и содержание обучающих программ.

Главная цель любой программы обучения персонала — это повышение мастерства;

- разрабатываются критерии выбора программы.

Она должна отвечать следующим требованиям:

• соответствовать индивидуальным потребностям обучаемого, а также текущим и стратегическим целям работы обучаемых;

• способствовать достижению внутрифирменных целей, поставленных руководством, и глобальных целей, стоящих перед организацией;

- осуществляется выбор и оформление программ обучения:

- проводится обучение;

- происходит оценка качества и эффективности проведенного обучения с позиции его соответствия установленным критериям и достижения поставленных целей и задач.

7. В отечественной и зарубежной практике управления персоналом выделяют три основные концепции обучения персоналом:

- специализированного обучения. Такое обучение ориентировано на современные требования к персоналу или требования, которые появятся в ближайшем будущем. Полученные в ходе такого обучения знания актуальны в течение небольшого периода времени, но имеют весьма важное значение для работника (помогают сохранить рабочее место, стимулируют профессиональный рост);

- многопрофильного обучения. Такое обучение повышает уровень внепроизводственной и внутрипроизводственной компетентности работника;

- обучения, ориентированная на личность. Эта концепция предполагает фокусирование на развитии человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Такие программы применяются прежде всего для обучения сотрудников, занятых творческим трудом.

8. Многообразие применяемых для обучения персоналом методов можно разделить на 3 категории:

- методы обучения персонала на рабочем месте;

- вне рабочего места;

- комбинированные методы.

Методы обучения персонала на рабочем месте:

- производственный инструктаж;

- направленное приобретение опыта в соответствии с индивидуальным планом обучения;

- использование специалистов в качестве ассистентов, стажеров;

- наставничество;

- подготовка в проектных группах (обучение посредством участия во временных проектах).

Методы обучения персонала вне рабочего места:

- чтение лекций;

- программированные курсы обучения;

- семинары, конференции, обсуждения "за круглым столом", дискуссии, встречи с высококлассными профессионалами своего дела;

- деловые игры;

- тренинги;

- самостоятельное обучение;

- метод моделирования производственных ситуаций;

- создание "кружков качества" (самостоятельных рабочих групп в количестве 5—7 человек, работающих над решением определенных проблем вне рабочего места).

Комбинированные методы (сочетающие обучение на рабочем месте и вне его):

- опытное, или эмпирическое, обучение (обучение путем самостоятельной работы);

- практика под руководством наставника (обучаемый сначала наблюдает за демонстрацией процесса выполнения задания, затем выполняет его сам, но под руководством обучающего);

- программируемое обучение (обучение посредством книги или программы, которая руководит обучением читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов);

- обучение в режиме "on-line" (взаимодействие с обучающими осуществляется в режиме реального времени посредством использования сети Интернет);

- обучение действием (обучение в ходе выполнения задач).