logo
Лекции - Управление персоналом Валиева О

2. Основными компонентами мотивационного механизма являются:

- биосоциальные субъекты и объекты мотивации:

• творчество;

• потребности;

• мотивы;

• цели и др.;

- внешние мотиваторы (стимулы) экономического поведения:

• социально-политические условия;

• финансовая и налоговая политика;

• производственная сфера;

• жилищно-бытовые условия;

• духовная среда и др.

Конкретные состав и структура мотивационного механизма определяются методами мотивации: экономическими, социальными, психологическими и организационными, выбор которых зависит от создавшихся в коллективе условий и желаемых результатов.

Структура и взаимосвязь внутренних и внешних мотиваторов экономического поведения приведены на рис. 2.

3. Эффективность действия мотивационного механизма активи­зации экономического поведения зависит от уровня развития и согласованности организационных, управленческих и межлич­ностных отношений в трудовом коллективе, определяемых со­вокупностью социально-экономических, научно-технических, культурологических, этнопсихологических, правовых и других факторов, влияющих на поведение членов трудового коллектива.

4. Мотивационный механизм (ММ) реализуется посредством по­вторяющегося процесса, состоящего из последовательности логи­ческих интеллектуальных процедур, включающих в себя:

- постановку целей субъектом (ЦС);

- выбор стратегии поведения субъектом (Стр. С) на основе позна­ния состояния внутренних факторов мотивации поведения объ­екта и внешних мотиваторов, моделирования и прогнозирования выбора объектом возможных страте гий поведения, оценки и со­поставления соответствующих ожидаемых результатов;

- реализацию стратегии поведения субъекта путем мотивирую­щего воздействия на объект (М);

- осознание мотивирующего воздействия объектом, принятие (непринятие или частичное принятие) воздействия в соответ­ствии с собственными внутренними факторами мотивации по­ведения и их согласованностью с внешними мотиваторами, активизацию факторов мотивации поведения (А);

- выбор и реализацию объектом стратегии своего поведения (Стр. О);

- получение результата от реализованных стратегий субъекта и объ­екта, выражающегося функционалом (В) от разности планируе­мого показателя цели менеджмента (е), соответствующего выбору оптимальных стратегий субъектом и объектом, и фактическим показателем (Е), обеспечиваемым реализованными стратегиями;

- использование возможностей субъектом и объектом, выражен­ное функционалом (Ф) от разности потенциальных (П) и фак­тически использованных (И) возможностей, а также удовле­творение общественных, коллективных и личных потребностей (V) в зависимости от степени осознания и принятия объектом мотивирующих воздействий субъекта и реализации соответст­вующих стратегий;

- осознание и анализ полученных результатов субъектом и объ­ектом мотивации.

Затем данный процесс повторяется вновь, но уже с учетом по­лученных результатов. В общем виде символическую запись приведенных процедур можно представить в следующей форме:

Выбор оптимальной стратегии экономического поведения наиболее вероятен при максимальной активизации внутренних факторов мотивации во взаимодействии с внешними мотиваторами и их согласованности.

5. Оценка результатов действия мотивационного механизма требует своего количественного выражения и детального качественного описания.

Для субъекта (организации в целом) результаты могут выражаться:

- статистическими показателями:

• производительности труда;

• качества продукции;

- сроками исполнения работы и т. д.

Для объекта (т. е. конкретного сотрудника) это может быть:

- степень удовлетворенности работой;

- уровень материального благополучия.