Вопрос 44.
Мотив, стимул труда. Мотивирование и стимулирование
1. Понятия и структура мотива
Направленность мотива "на себя"и "на других"
Условия формирования мотива
Понятие стимула и стимулирования
Понятие мотивирования
1. Мотив труда — внутреннее побуждение, благодаря которому человек выполняет работу.
- Выделяют следующие характеристики мотива:
- структуру мотива, которая включает:
• потребность, которую хочет удовлетворить работник;
• благо, способное удовлетворить эту потребность;
• трудовое действие, необходимое для получения блага;
• цену — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия;
- силу мотива — определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее жажда в определенном благе, тем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.
В качестве мотивов труда могут выступать:
• стремление к признанию;
• заинтересованность в интересном общении;
• потребность в формировании карьеры;
• материальные интересы.
2. Направленность "на себя" и "на других" — обусловлена товарным производством. Продукт труда, став товаром, в качестве потребительской стоимости удовлетворяет потребности не самого работника, а других людей, потребности же работника товар удовлетворяет через свою стоимость.
Рыночная экономика через механизм конкуренции гармонизирует мотивы "для себя" и "для других". Плановая экономика в условиях командно-административной системы приводит к рассогласованию этих мотивов, так как в ней работник отдает обществу существенно больше, чем получает за свой труд. Реакцией на это является снижение качества труда, ухудшение потребительских свойств производимой продукции.
Чем глубже разрыв между тем, что работник отдает обществу, и тем, что он получает взамен, тем меньше для него значат такие мотивы труда, как долг перед людьми, обществом в целом, стремление приносить своим трудом пользу людям. Одновременно в его сознании гипертрофируются мотивы материального вознаграждения за труд. Эти процессы развиваются наиболее сильно, когда уровень оплаты работника оказывается существенно ниже стоимости необходимого продукта.
Следствием падения значимости мотивов труда "для других" становится депрофессионализация работников. Забота о повышении профессиональной квалификации перестает быть актуальной, так как потребительские свойства производимой продукции не имеют личностного смысла, не связаны с удовлетворением собственных потребностей.
3. Мотивы труда формируются, если:
- в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
- для получения этих благ необходимы трудовые усилия работника;
- трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
4. Под стимулами обычно понимают любые внешние блага, удовлетворяющие значимые потребности человека и подталкивающие человека к более продуктивной работе.
Стимулирование труда предполагает создание условий хозяйственного механизма, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
5. Мотивирование — процесс воспитания в индивидууме внутренних побуждений к достижению поставленных перед ним целей. В менеджменте используется также термин "мотивация", имеющий более широкое значение - это и мотивирование (как процесс воздействия) и совокупность сформировавшихся мотивов.
Мотивирование отличается от стимулирования тем, что при стимулировании упор делается на вознаграждении, а при мотивировании - на создании внутреннего убеждения. Побуждение, или ощущение недостатка в чем-либо, является проявлением потребности через формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность. Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно связывается с поведением человека для достижения цели. Таким образом, причинами, которые определяют участие человека в работе, являются не только его желание, возможности и квалификация, но и мотивация (побуждение). Побудить к деятельности можно, обогатив идеями, мобилизовав волю, знания, определив величину вознаграждения и связав его с результатами деятельности, а также выяснив систему его ценностей для человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей. В процессе мотивации участвуют также и убеждения, взгляды человека, на которого она направлена.
Чаше всего в менеджменте имеет место одновременное мотивирование и стимулирование.
- Вопрос 1.
- 3. Управление персоналом как деятельность включает:
- 4. Управление персоналом - комплексная наука, базирующаяся на достижениях смежных наук:
- 5. Наука "управление персоналом" отличается от соответствующей учебной дисциплины.
- Вопрос 2.
- Науки в области управления человеческими ресурсами стали зарождаться в последней трети XIX в.
- В истории управления персоналом можно выделить следующие этапы, характеризующиеся отличительными особенностями:
- Вопрос 3.
- 2. Основными признаками персонала являются:
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- 2. Основные закономерности управления персоналом
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Вопрос 10.
- 2. Система управления персоналом предполагает:
- 3. Система управления персоналом включает:
- Вопрос 11.
- Вопрос 12.
- Вопрос 13.
- 2. Для достижения своей главной цели системе управления персоналом необходимо решать следующие задачи:
- 3. Носителями функций отдельных подсистем управления персоналом являются конкретные подразделения службы персонала.
- Вопрос 14.
- 2. Вид организационной структуры управления персоналом определяется следующими факторами:
- 3. Элементарная организационная структура характеризуется следующими особенностями:
- Вопрос 15.
- 3. В настоящее время для западных и крупных российских компаний характерны следующие тенденции:
- Вопрос 16.
- 3. Виды унифицированных систем документации:
- Вопрос 17. Информационное и техническое обеспечение
- 2. Информационное обеспечение управления персоналом включает в себя:
- 3. При информационном обеспечении управления персоналом должны быть обеспечены:
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- 3. На разработку стратегии управления персоналом оказывают влияние:
- 4. Согласно современней концепции управления персоналом предприятия существуют следующие типы стратегий:
- Вопрос 20.
- 1. Стратегия управления персоналом тесно взаимосвязана с общей стратегией развития бизнеса.
- 4. Стратегия прибыльности характеризуется концентрацией усилий на сохранении существующего уровня прибылей.
- Вопрос 21.
- 2. Основные цели, кадровой политики:
- 4. В современных условиях кадровую политику на предприятиях отличают следующие особенности:
- Вопрос 22.
- 3. Кадровое планирование включает в себя:
- 4. На процесс кадрового планирования оказывают влияние следующие факторы:
- 5. Выделяют три уровня кадрового планирования:
- Вопрос 23.
- 2. Основными задачами кадрового контроля являются:
- 4. Основные цели кадрового контроллинга:
- Вопрос 24.
- Вопрос 25.
- 2. Методику проведения маркетинга персонала можно представить в виде совокупности этапов:
- 3. На определение направлений маркетинга персонала на предприятии оказывают влияние две группы факторов:
- Вопрос 26.
- 2. В зависимости от характера потребности в персонале различают следующие виды планирования:
- 4. Основные методы определения количественной потребности в персонале.
- 7. Для прогнозирования потребности в персонале могут быть использованы следующие методы:
- 8. Субъектами прогнозирования потребности в персонале являются:
- Вопрос 27.
- 3. В России основными источниками найма персонала являются:
- 4. Процесс замещения вакантной должности руководителя или специалиста включает такие этапы как:
- 5. Существует 4 основных модели замещения вакантных должностей:
- Вопрос 28.
- Деловая оценка персонала преследует следующие цели:
- 3. Процедуры деловой оценки можно классифицировать по нескольким основаниям:
- 4. Деловая оценка включаете себя ряд этапов:
- 5. Всю совокупность показателей оценки можно разделить на четыре группы:
- 6. Методы деловой оценки можно разделить на три группы:
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- 2. Трудовым договором признается соглашение, между работодателем и работником, в соответствии с которым:
- Вопрос 31.
- 2. Подбор персонала предполагает сравнение способностей, психофизиологических и деловых качеств работника с требованиями содержания выполняемой работы.
- Вопрос 32.
- 2. В отечественной практике сложилось 3 типа аттестации по принадлежности к сферам профессиональной деятельности:
- 4. Аттестация включает в себя два основных элемента:
- 5. Процедура аттестация включает в себя несколько этапов:
- Вопрос 33.
- 3. Выделяют следующие типы формальных групп:
- 4. С момента образования формальные группы становятся социальной средой, в которой сотрудники начинают взаимодействовать между собой в рамках неформальных групп.
- 6. Неформальные группы имеют ряд специфических особенностей, отличающих их от формальных групп и групп партнеров:
- 9. Основными методами для определения ролевой структуры являются:
- Вопрос 34.
- 3. Формы профориентационной работы:
- 4. Формы профотбора:
- 5. В профориентации сотрудника прежде всего принимают участие руководитель соответствующего структурного подразделения, а также менеджер по управлению персоналом.
- Вопрос 35.
- 6. Процесс адаптации определяется следующими факторами:
- 7. Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации сотрудником в организации разрабатываются соответствующие программы, которые могут быть:
- 8. По завершении общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации.
- Вопрос 36.
- 4. Научная организаиия труда решает 3 взаимосвязанные задачи:
- 7. Выделяют следующие формы разделения труда:
- 8. Организация рабочих мест может быть усовершенствована посредством:
- 11. Совершенствование материального стимулирования достигается за счет:
- 12. Различают следующие виды дисциплины труда:
- Вопрос 37.
- 2. Главной целью любого обучения, в том числе обучения персонала, является получение знаний.
- 3. Выделяют три основных направления обучения персонала:
- Вопрос 38.
- 2. Основные причины высвобождения персонала:
- 3. Выделяют 2 основных типа высвобождения работников:
- 4. Существуют следующие способы частичного высвобождения персонала:
- 5. Существование различных видов абсолютного высвобождения (увольнения) персонала обусловлено такими причинами как:
- 6. В случае необходимости сокращения численности персонала организация обычно предпринимает следующие меры для смягчения ситуации увольнения:
- Вопрос 39.
- 3. Для сотрудника планирование карьеры заключается в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению.
- 4. На развитие карьеры влияют две группы факторов:
- Вопрос 40.
- Вопрос 41.
- 2. Кадровый резерв формируется по принципам:
- 3. Различают следующие типы кадрового резерва:
- 7. Этапы работы с резервом:
- Вопрос 42.
- 2. Применение автоматизированных информационных систем в кадровой работе обеспечивает решение следующих задач:
- 3. Автоматизация процессов управления персоналом прошла в своем
- 5. В настоящее время существует два способа обеспечения автоматизации деятельности кадровых служб:
- 6. При выборе пакета прикладных программ необходимо руководствоваться оценкой следующих характеристик:
- Вопрос 43.
- 3. Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации:
- Вопрос 44.
- Вопрос 45.
- 1. Современные теории мотивации подразделяются на две категории:
- 2. Теории мотивации используют понятия потребности.
- Вопрос 46.
- Вопрос 47.
- Вопрос 48.
- 1. С точки зрения характера действий, применяемых по отношению к работнику организации, мотивация может быть:
- 2. По способу удовлетворения потребностей мотивацию подразделяют:
- 3. По характеру направленности методов управления можно выделить:
- Вопрос 49.
- 2. Основными компонентами мотивационного механизма являются:
- Вопрос 50.
- 3. По мнению Макгрегора, люди от природы совсем не таковы и им присущи качества, противоположные тем, на которые указывает ф. Тейлор.
- 5. На основании теории у. Оучи выделяют два основных типа управления персоналом:
- Вопрос 51.
- 4. Японский служащий отождествляет себя с нанявшей его корпорацией и убежден, что он является важным и необходимым для нее лицом и что судьба корпорации лежит на его плечах.
- 5. В японских компаниях используются следующие системы общениях:
- Вопрос 52.
- 3. Работа бригад результативности включает в себя следующие элементы:
- Вопрос 53.
- Вопрос 54.
- 3. При построении системы оплаты труда на предприятии необходимо руководствоваться следующими принципами:
- 4. Эффективная система оплаты труда на предприятии должна способствовать решению следующих задач:
- 5. Государственное регулирование оплаты труда в России включает в себя:
- Вопрос 55.
- Вопрос 56.
- 2. В организационной культуре можно выделить следующие компоненты:
- 3. Любую организационную культуру отличает совокупность следующих характеристик, принимающих конкретные, присущие только данной организации значения:
- 5. Выделяют следующие типы организационных культур:
- Вопрос 57.
- 2. Выделяют следующие причины возникновения стрессов у работников:
- 3. Для работника стресс может иметь следующие последствия:
- Вопрос 58.
- 4. Выделяют 3 основных направления урегулирования конфликта:
- 5. Выделяют следующие методы управления конфликтом:
- 6. Для успешного управления конфликтом в коллективе необходимо соблюдать следующие принципы:
- Вопрос 59.
- 3. На безопасность здоровья и труда персонала оказывают влияние следующие факторы:
- 4. Основными нежелательными последствиями нарушения норм, правил и инструкций по охране труда является:
- 5. В целях улучшения условий труда и повышения уровня безопасности на предприятиях должны проводиться следующие мероприятия:
- Вопрос 60.
- 5. Работу по обеспечению безопасности труда и улучшению его условий необходимо начинать со следующих шагов:
- Вопрос 61.
- 2. Основными целями, достижению которых должно способствовать повышение производительности труда, являются:
- 3. На уровень производительности труда влияют следующие факторы:
- 4. Выделяют два основных метода оценки производительности труда:
- 7. Нормирование труда позволяет решать такие задачи как:
- 8. Для создания эффективной системы нормирования труда необходимо осуществлять:
- 9. Применяют следующие методы нормирования труда:
- 10. Для нормирования управленческого труда используют следующие методы:
- Вопрос 62.
- 3. Проведение кадрового аудита основано на соблюдении следующих принципов:
- 4. Информационными источниками для проведения кадрового аудита являются:
- 10. Всю совокупность методов кадрового аудита можно разделить на 3 основных группы:
- 11. Выделяются следующие типы кадрового аудита:
- 12. Этапы кадрового аудита:
- Содержание
- Вопрос 15. Кадровая служба в системе управления персоналом…………24
- Вопрос 16. Документационное обеспечение процесса управления персоналом ……………………………………………………………………………..25
- Вопрос 17. Информационное и техническое обеспечение управления персоналом…………………………………………………………………………….26
- Вопрос 18. Нормативное обеспечение управления персоналом…………….29
- Вопрос 19. Стратегия управления персоналом………………………………30
- Вопрос 20. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом………………………………………………………………………….32
- Вопрос 41. Управление кадровым резервом……………………………..74
- Вопрос 42. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом ………………………………………………………………..78
- Вопрос 61. Управление производительностью и нормированием труда.... 119
- Вопрос 62. Кадровый аудит………………………………………………….121