logo
Лекции - Управление персоналом Валиева О

Вопрос 51.

Японская система управления персоналом

1.Отличительные черты японской системы управления персоналом

  1. Использование партисипативных методов в организации работы персонала

  2. Управление с помощью кружков качества

  3. Методы, применяемые для отождествления работника с компанией

  4. Системы общения, применяемые в японских компаниях

1. Отличительными чертами японского опыта, обеспечивающими реализацию "человеческого потенциала", по мнению X. Йосихары, следует считать:

- гарантию занятости и создание обстановки доверительности;

- постоянное присутствие руководства на производстве;

- гласность и ценности корпорации;

- периодические встречи президента компании с руководителями и служащими для обсуждения обстановки в компании (проводимые обычно раз в полгода); такие встречи призваны ограничивать текучесть рабочих и повышать их степень лояльности.

По "теории зет" каждый работник работает самостоятельно, без надзора. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей. Именно этим, по мнению Оучи, объясняется высокий уровень коллективизма, лояльности и производительности в японских компаниях.

2. Основным направлением в организации деятельности японских рабочих и служащих стало использование партисипативных методов в управлении (вовлечение работника в процесс обсуждения, анализа и принятия решений), причем подход к мотивации по теории Z предполагает, что партисипативность является основой роста производительности, результативности труда и одним из основных методов мотивации. Осуществляется это посредством организации кружков качества — небольших по численности групп работников (5-10 человек), совместно работающих над той или иной проблемой. Они стали организовываться в Японии после Второй мировой войны. До их появления активно использовали статистические методы контроля качества в управлении.

3. Управление с помощью кружков качества представляет собой структурированный процесс решения проблем, который основан на делении проблемы и процедуры на небольшие компоненты.

Структурированный процесс решения проблемы включает в себя:

- выявление и постановку проблемы;

- сбор и анализ данных;

- выработку их решения;

- оценку их эффективности по системе результат - затраты;

- выбор решения;

- реализацию принятого решения.