logo search
Лекции - Управление персоналом Валиева О

3. По характеру направленности методов управления можно выделить:

- экономическую;

- социальную;

- психологическую;

- организационную мотивацию.

4. Экономическая мотивация - мотивация, устанавливающая непосредственную зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда.

Ее образуют различные компоненты:

Заработная плата — основной вид оплаты труда наемного работника, включающий:

- базовую заработную плату:

• сдельную;

• повременную;

- дополнительную:

• премии;

• надбавки за квалификацию (стаж, ученую степень и др.);

• доплаты за тяжелые условия труда, совместительство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за, сверхурочную работу, за руководство бригадой;

• оплата отпуска или компенсация за отпуск и т. д.

Бонусы — разовые выплаты из прибыли организации (за какое-либо трудовое достижение и др.).

Участие в акционерных капитале:

- покупка акций организации и получение дивидендов;

- покупка акций по льготным ценам;

- безвозмездное получение акций.

Участие в прибылях — устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к прибыли, принесенной руководимым им подразделением.

Планы дополнительных выплат — обычно применяются к работникам сбытовых организаций (структурных подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта.

К ним относят:

- подарки от фирмы;

- субсидирование деловых расходов;

- бесплатные поездки на отдых (например, для работников туристических фирм);

- покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или помощников в поездке).

5. Социальная мотивация — направлена на улучшение условий труда и отдыха членов трудового труда и отдыха членов трудового коллектива, на повышение социальной активности работников.

Она включает:

- стимулирование свободным временем:

• предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска;

• приоритетное право выбора времени отпуска;

• организация гибкого графика работы;

• сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда;

- программы медицинского обслуживания:

• организация медицинского обслуживания;

• заключение договоров с медицинскими учреждениями;

• выделение средств на эти цели;

- программы, связанные с воспитанием и обучением детей:

• выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей сотрудников организации;

• привилегированные стипендии;

- оплату транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом:

• с полным обслуживанием - постоянный автомобиль с водителем;

• с частичным обслуживанием — автомобиль с водителем для конкретных поездок, возмещение расходов на проезд собственным или общественным транспортом;

- организацию питания:

• создание места для питания на территории организации;

• выплата субсидий на питание;

- скидки на покупку товаров компании (выделение средств на скидку с продажи этих товаров);

- программы жилищного строительства (выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях);

- гибкие социальные выплаты (организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг);

- страхование жизни за счет средств организации:

• страхование жизни работника;

• выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника;

- программы выплат по временной нетрудоспособности (как правило, за счет средств организации);

- медицинское страхование (как самих работников, так и членов их семей);

- отчисления в Пенсионный фонд.

6. Психологическая мотивация - базируется на глубоком познании законов поведения человека, основанных на структуре его личности, скрытой от непосредственного наблюдения.

Наиболее распространено стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания труда:

- вручение грамот, значков, вымпелов;

- размещение фотографии на Доске почета.

В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки по типу "золотой кружок" и т. д.

7. Организационная мотивация — базируется на отношениях власти и подчинения и регулирует поведение работника на основе изменения его чувства удовлетворенности работой.

Она включает в себя:

- преобразование структуры коллектива, рационализацию и согласование этой структуры:

• повышение и понижение работников в должности;

• продвижение по службе в пределах одной и той же должности;

- включение творческих элементов в процесс организации и сам характер труда:

• возможность участия работников в управлении;

• предоставление самостоятельного участка работы;

• делегирование ответственности;

• вовлечение в процесс принятия управленческих решений;

• творческие командировки.

8. Многие методы мотивации сложно отнести только к одному ее виду. Как правило, лучше использовать комплексную мотивацию. Так, например, регулярно применяемые экономические методы (различные вознаграждения, премии) будут способствовать формированию у работника чувства удовлетворенности политикой фирмы по отношению к своим сотрудникам, его отождествлению себя с организацией, а следовательно, будет иметь место воздействие и на психологическом уровне. Так же применяемые социальные методы отчасти можно отнести к экономическим, так как, например, выделение организацией средств на питание или на обеспечение собственным транспортом означает сокращение личных расходов работника и способствует росту его материального благосостояния.