3. По характеру направленности методов управления можно выделить:
- экономическую;
- социальную;
- психологическую;
- организационную мотивацию.
4. Экономическая мотивация - мотивация, устанавливающая непосредственную зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда.
Ее образуют различные компоненты:
Заработная плата — основной вид оплаты труда наемного работника, включающий:
- базовую заработную плату:
• сдельную;
• повременную;
- дополнительную:
• премии;
• надбавки за квалификацию (стаж, ученую степень и др.);
• доплаты за тяжелые условия труда, совместительство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за, сверхурочную работу, за руководство бригадой;
• оплата отпуска или компенсация за отпуск и т. д.
Бонусы — разовые выплаты из прибыли организации (за какое-либо трудовое достижение и др.).
Участие в акционерных капитале:
- покупка акций организации и получение дивидендов;
- покупка акций по льготным ценам;
- безвозмездное получение акций.
Участие в прибылях — устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к прибыли, принесенной руководимым им подразделением.
Планы дополнительных выплат — обычно применяются к работникам сбытовых организаций (структурных подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта.
К ним относят:
- подарки от фирмы;
- субсидирование деловых расходов;
- бесплатные поездки на отдых (например, для работников туристических фирм);
- покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или помощников в поездке).
5. Социальная мотивация — направлена на улучшение условий труда и отдыха членов трудового труда и отдыха членов трудового коллектива, на повышение социальной активности работников.
Она включает:
- стимулирование свободным временем:
• предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска;
• приоритетное право выбора времени отпуска;
• организация гибкого графика работы;
• сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда;
- программы медицинского обслуживания:
• организация медицинского обслуживания;
• заключение договоров с медицинскими учреждениями;
• выделение средств на эти цели;
- программы, связанные с воспитанием и обучением детей:
• выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей сотрудников организации;
• привилегированные стипендии;
- оплату транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом:
• с полным обслуживанием - постоянный автомобиль с водителем;
• с частичным обслуживанием — автомобиль с водителем для конкретных поездок, возмещение расходов на проезд собственным или общественным транспортом;
- организацию питания:
• создание места для питания на территории организации;
• выплата субсидий на питание;
- скидки на покупку товаров компании (выделение средств на скидку с продажи этих товаров);
- программы жилищного строительства (выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях);
- гибкие социальные выплаты (организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг);
- страхование жизни за счет средств организации:
• страхование жизни работника;
• выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника;
- программы выплат по временной нетрудоспособности (как правило, за счет средств организации);
- медицинское страхование (как самих работников, так и членов их семей);
- отчисления в Пенсионный фонд.
6. Психологическая мотивация - базируется на глубоком познании законов поведения человека, основанных на структуре его личности, скрытой от непосредственного наблюдения.
Наиболее распространено стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания труда:
- вручение грамот, значков, вымпелов;
- размещение фотографии на Доске почета.
В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки по типу "золотой кружок" и т. д.
7. Организационная мотивация — базируется на отношениях власти и подчинения и регулирует поведение работника на основе изменения его чувства удовлетворенности работой.
Она включает в себя:
- преобразование структуры коллектива, рационализацию и согласование этой структуры:
• повышение и понижение работников в должности;
• продвижение по службе в пределах одной и той же должности;
- включение творческих элементов в процесс организации и сам характер труда:
• возможность участия работников в управлении;
• предоставление самостоятельного участка работы;
• делегирование ответственности;
• вовлечение в процесс принятия управленческих решений;
• творческие командировки.
8. Многие методы мотивации сложно отнести только к одному ее виду. Как правило, лучше использовать комплексную мотивацию. Так, например, регулярно применяемые экономические методы (различные вознаграждения, премии) будут способствовать формированию у работника чувства удовлетворенности политикой фирмы по отношению к своим сотрудникам, его отождествлению себя с организацией, а следовательно, будет иметь место воздействие и на психологическом уровне. Так же применяемые социальные методы отчасти можно отнести к экономическим, так как, например, выделение организацией средств на питание или на обеспечение собственным транспортом означает сокращение личных расходов работника и способствует росту его материального благосостояния.
- Вопрос 1.
- 3. Управление персоналом как деятельность включает:
- 4. Управление персоналом - комплексная наука, базирующаяся на достижениях смежных наук:
- 5. Наука "управление персоналом" отличается от соответствующей учебной дисциплины.
- Вопрос 2.
- Науки в области управления человеческими ресурсами стали зарождаться в последней трети XIX в.
- В истории управления персоналом можно выделить следующие этапы, характеризующиеся отличительными особенностями:
- Вопрос 3.
- 2. Основными признаками персонала являются:
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- 2. Основные закономерности управления персоналом
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Вопрос 10.
- 2. Система управления персоналом предполагает:
- 3. Система управления персоналом включает:
- Вопрос 11.
- Вопрос 12.
- Вопрос 13.
- 2. Для достижения своей главной цели системе управления персоналом необходимо решать следующие задачи:
- 3. Носителями функций отдельных подсистем управления персоналом являются конкретные подразделения службы персонала.
- Вопрос 14.
- 2. Вид организационной структуры управления персоналом определяется следующими факторами:
- 3. Элементарная организационная структура характеризуется следующими особенностями:
- Вопрос 15.
- 3. В настоящее время для западных и крупных российских компаний характерны следующие тенденции:
- Вопрос 16.
- 3. Виды унифицированных систем документации:
- Вопрос 17. Информационное и техническое обеспечение
- 2. Информационное обеспечение управления персоналом включает в себя:
- 3. При информационном обеспечении управления персоналом должны быть обеспечены:
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- 3. На разработку стратегии управления персоналом оказывают влияние:
- 4. Согласно современней концепции управления персоналом предприятия существуют следующие типы стратегий:
- Вопрос 20.
- 1. Стратегия управления персоналом тесно взаимосвязана с общей стратегией развития бизнеса.
- 4. Стратегия прибыльности характеризуется концентрацией усилий на сохранении существующего уровня прибылей.
- Вопрос 21.
- 2. Основные цели, кадровой политики:
- 4. В современных условиях кадровую политику на предприятиях отличают следующие особенности:
- Вопрос 22.
- 3. Кадровое планирование включает в себя:
- 4. На процесс кадрового планирования оказывают влияние следующие факторы:
- 5. Выделяют три уровня кадрового планирования:
- Вопрос 23.
- 2. Основными задачами кадрового контроля являются:
- 4. Основные цели кадрового контроллинга:
- Вопрос 24.
- Вопрос 25.
- 2. Методику проведения маркетинга персонала можно представить в виде совокупности этапов:
- 3. На определение направлений маркетинга персонала на предприятии оказывают влияние две группы факторов:
- Вопрос 26.
- 2. В зависимости от характера потребности в персонале различают следующие виды планирования:
- 4. Основные методы определения количественной потребности в персонале.
- 7. Для прогнозирования потребности в персонале могут быть использованы следующие методы:
- 8. Субъектами прогнозирования потребности в персонале являются:
- Вопрос 27.
- 3. В России основными источниками найма персонала являются:
- 4. Процесс замещения вакантной должности руководителя или специалиста включает такие этапы как:
- 5. Существует 4 основных модели замещения вакантных должностей:
- Вопрос 28.
- Деловая оценка персонала преследует следующие цели:
- 3. Процедуры деловой оценки можно классифицировать по нескольким основаниям:
- 4. Деловая оценка включаете себя ряд этапов:
- 5. Всю совокупность показателей оценки можно разделить на четыре группы:
- 6. Методы деловой оценки можно разделить на три группы:
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- 2. Трудовым договором признается соглашение, между работодателем и работником, в соответствии с которым:
- Вопрос 31.
- 2. Подбор персонала предполагает сравнение способностей, психофизиологических и деловых качеств работника с требованиями содержания выполняемой работы.
- Вопрос 32.
- 2. В отечественной практике сложилось 3 типа аттестации по принадлежности к сферам профессиональной деятельности:
- 4. Аттестация включает в себя два основных элемента:
- 5. Процедура аттестация включает в себя несколько этапов:
- Вопрос 33.
- 3. Выделяют следующие типы формальных групп:
- 4. С момента образования формальные группы становятся социальной средой, в которой сотрудники начинают взаимодействовать между собой в рамках неформальных групп.
- 6. Неформальные группы имеют ряд специфических особенностей, отличающих их от формальных групп и групп партнеров:
- 9. Основными методами для определения ролевой структуры являются:
- Вопрос 34.
- 3. Формы профориентационной работы:
- 4. Формы профотбора:
- 5. В профориентации сотрудника прежде всего принимают участие руководитель соответствующего структурного подразделения, а также менеджер по управлению персоналом.
- Вопрос 35.
- 6. Процесс адаптации определяется следующими факторами:
- 7. Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации сотрудником в организации разрабатываются соответствующие программы, которые могут быть:
- 8. По завершении общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации.
- Вопрос 36.
- 4. Научная организаиия труда решает 3 взаимосвязанные задачи:
- 7. Выделяют следующие формы разделения труда:
- 8. Организация рабочих мест может быть усовершенствована посредством:
- 11. Совершенствование материального стимулирования достигается за счет:
- 12. Различают следующие виды дисциплины труда:
- Вопрос 37.
- 2. Главной целью любого обучения, в том числе обучения персонала, является получение знаний.
- 3. Выделяют три основных направления обучения персонала:
- Вопрос 38.
- 2. Основные причины высвобождения персонала:
- 3. Выделяют 2 основных типа высвобождения работников:
- 4. Существуют следующие способы частичного высвобождения персонала:
- 5. Существование различных видов абсолютного высвобождения (увольнения) персонала обусловлено такими причинами как:
- 6. В случае необходимости сокращения численности персонала организация обычно предпринимает следующие меры для смягчения ситуации увольнения:
- Вопрос 39.
- 3. Для сотрудника планирование карьеры заключается в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению.
- 4. На развитие карьеры влияют две группы факторов:
- Вопрос 40.
- Вопрос 41.
- 2. Кадровый резерв формируется по принципам:
- 3. Различают следующие типы кадрового резерва:
- 7. Этапы работы с резервом:
- Вопрос 42.
- 2. Применение автоматизированных информационных систем в кадровой работе обеспечивает решение следующих задач:
- 3. Автоматизация процессов управления персоналом прошла в своем
- 5. В настоящее время существует два способа обеспечения автоматизации деятельности кадровых служб:
- 6. При выборе пакета прикладных программ необходимо руководствоваться оценкой следующих характеристик:
- Вопрос 43.
- 3. Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации:
- Вопрос 44.
- Вопрос 45.
- 1. Современные теории мотивации подразделяются на две категории:
- 2. Теории мотивации используют понятия потребности.
- Вопрос 46.
- Вопрос 47.
- Вопрос 48.
- 1. С точки зрения характера действий, применяемых по отношению к работнику организации, мотивация может быть:
- 2. По способу удовлетворения потребностей мотивацию подразделяют:
- 3. По характеру направленности методов управления можно выделить:
- Вопрос 49.
- 2. Основными компонентами мотивационного механизма являются:
- Вопрос 50.
- 3. По мнению Макгрегора, люди от природы совсем не таковы и им присущи качества, противоположные тем, на которые указывает ф. Тейлор.
- 5. На основании теории у. Оучи выделяют два основных типа управления персоналом:
- Вопрос 51.
- 4. Японский служащий отождествляет себя с нанявшей его корпорацией и убежден, что он является важным и необходимым для нее лицом и что судьба корпорации лежит на его плечах.
- 5. В японских компаниях используются следующие системы общениях:
- Вопрос 52.
- 3. Работа бригад результативности включает в себя следующие элементы:
- Вопрос 53.
- Вопрос 54.
- 3. При построении системы оплаты труда на предприятии необходимо руководствоваться следующими принципами:
- 4. Эффективная система оплаты труда на предприятии должна способствовать решению следующих задач:
- 5. Государственное регулирование оплаты труда в России включает в себя:
- Вопрос 55.
- Вопрос 56.
- 2. В организационной культуре можно выделить следующие компоненты:
- 3. Любую организационную культуру отличает совокупность следующих характеристик, принимающих конкретные, присущие только данной организации значения:
- 5. Выделяют следующие типы организационных культур:
- Вопрос 57.
- 2. Выделяют следующие причины возникновения стрессов у работников:
- 3. Для работника стресс может иметь следующие последствия:
- Вопрос 58.
- 4. Выделяют 3 основных направления урегулирования конфликта:
- 5. Выделяют следующие методы управления конфликтом:
- 6. Для успешного управления конфликтом в коллективе необходимо соблюдать следующие принципы:
- Вопрос 59.
- 3. На безопасность здоровья и труда персонала оказывают влияние следующие факторы:
- 4. Основными нежелательными последствиями нарушения норм, правил и инструкций по охране труда является:
- 5. В целях улучшения условий труда и повышения уровня безопасности на предприятиях должны проводиться следующие мероприятия:
- Вопрос 60.
- 5. Работу по обеспечению безопасности труда и улучшению его условий необходимо начинать со следующих шагов:
- Вопрос 61.
- 2. Основными целями, достижению которых должно способствовать повышение производительности труда, являются:
- 3. На уровень производительности труда влияют следующие факторы:
- 4. Выделяют два основных метода оценки производительности труда:
- 7. Нормирование труда позволяет решать такие задачи как:
- 8. Для создания эффективной системы нормирования труда необходимо осуществлять:
- 9. Применяют следующие методы нормирования труда:
- 10. Для нормирования управленческого труда используют следующие методы:
- Вопрос 62.
- 3. Проведение кадрового аудита основано на соблюдении следующих принципов:
- 4. Информационными источниками для проведения кадрового аудита являются:
- 10. Всю совокупность методов кадрового аудита можно разделить на 3 основных группы:
- 11. Выделяются следующие типы кадрового аудита:
- 12. Этапы кадрового аудита:
- Содержание
- Вопрос 15. Кадровая служба в системе управления персоналом…………24
- Вопрос 16. Документационное обеспечение процесса управления персоналом ……………………………………………………………………………..25
- Вопрос 17. Информационное и техническое обеспечение управления персоналом…………………………………………………………………………….26
- Вопрос 18. Нормативное обеспечение управления персоналом…………….29
- Вопрос 19. Стратегия управления персоналом………………………………30
- Вопрос 20. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом………………………………………………………………………….32
- Вопрос 41. Управление кадровым резервом……………………………..74
- Вопрос 42. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом ………………………………………………………………..78
- Вопрос 61. Управление производительностью и нормированием труда.... 119
- Вопрос 62. Кадровый аудит………………………………………………….121