Предприятие как совокупность объединений
К понятию «организация» можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой. В первом случае в центре внимания находится структура управления, а во втором - люди (работники предприятия).
В соответствии с теорией поведения, предприятие - это совокупность объединений людей: руководителей, работников, акционеров, поставщиков, клиентов. Каждая группа входящая в организацию, получает компенсацию за свой вклад в нее (рис.32).
Рис.33. Предприятие и его работники в теории поведения
Человек, входящий в то или иное объединение продолжает действовать, если предлагаемая ему компенсация (измеряемая в его системе ценностей и в соответствии с имеющимися у него возможностями) так же велика, как и вклад, который от него требуется. Организация продолжает существовать, пока предлагаемые выгоды достаточно привлекательны для ее различных участников. Каждый из них постоянно находится в положении торгов, чтобы достичь различных целей (увеличения вознаграждения, участия в какой-либо деятельности, получения нематериальных преимуществ).
Организация преследует пять задач, реализация которых не всегда сочетается с задачами каждого из составляющих ее объединений (даже если переговоры смягчают возникающие конфликты). Задачи эти следующие:
- стабильность производства с целью избежать слишком мощных колебаний, способных подорвать занятость, сроки работы, контроль над издержками;
- адекватный уровень запасов, обеспечивающий отделу продаж и клиентам необходимое снабжение в определенных ценовых рамках;
- увеличение продаж в целях обеспечения долговечности предприятия и как средство оценки эффективности работы отдела продаж;
- расширение доли рынка (как альтернативная предыдущим задача, представляющая собой надежный показатель успеха);
- адекватный уровень дохода, позволяющий финансировать инвестиции, выплачивать дивиденды и получать средства для различных подразделений предприятия.
Одновременная реализация этих задач различными объединениями неизбежно ведет к конфликтным ситуациям. Задача увеличения продаж может быть выполнена за счет снижения цен, тогда как интересы получения прибыли, наоборот, требует повышения цен. Задачи сбыта и стабильности производства ведут к появлению крупных запасов (а в интересах извлечения прибыли они должны быть минимальными).
Разрешению или ограничению конфликтов способствуют различные механизмы. В соответствии с теорией поведения людей в организации это:
- определение решаемых задач по уровню удовлетворения, а не в интересах максимизации производственных параметров;
- последовательное принятие решений (новая проблема изучается лишь после решения старой);
- применение стандартных процедур (это смягчает конфликты, так как решения одним подразделением принимаются без учета последствий для других);
- наличие организационной игры (slack), вытекающей из различия между имеющимися ресурсами и ресурсами, необходимыми для удовлетворения целей членов объединения. Такого рода игра является следствием несовершенства процедур принятия решений.
Теория поведения не занимается изучением предприятия как единого целого. Напротив, она анализирует поведение различных его компонентов: как складываются неформальные группы, как они выполняют свои задачи, как их поведение влияет на общую эффективность работы предприятия. Теория возникла на базе развития крупных предприятий с более или менее сложной организацией, делающей неэффективными классические структуры и ведущей к переходу контроля над организацией от владельцев к управляющим (и нижестоящим эшелонам).
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него