logo
Экономика фирмы УМК

Способы роста

Традиционно различают два вида роста предприятия: внутренний и внешний. Каждый из них имеет свои преимущества и сложности.

Внутренний рост предприятия - это способ развития, принимающий форму создания активов без вмешательства других действующих лиц (за счет самофинансирования своей хозяйственной деятельности).

Этот способ роста имеет целый ряд преимуществ, особенно из-за возможности контроля владельцами над темпами развития, приспособлением организации к рынку, где она обладает дополнительным потенциалом роста.

Однако из этой стратегии возникает и ряд сложностей (в случае внезапного усиления конкуренции, появления нового метода производства или инновационного товара). Если произойдет технологический прорыв, этот способ роста окажется слишком медленным для быстрого приспособления к новой конкурентной среде.

Внешний рост заключается в переводе существующих активов от одного предприятия к другому (покупке или передачи прав собственности). В юридическом плане внешний рост может принимать форму слияния, поглощения, слияния-разделения, частичного вложения активов.

Внешний рост имеет многочисленные преимущества. Он предполагает быстрое приспособление к изменениям рынка, осуществление экономии на стоимости обучения, снижение стоимости выхода на рынок. Он легче осуществим с финансовой точки зрения.

Данный способ роста осуществляется в сфере побочной деятельности (выше или ниже деятельности предприятия). В данном случае речь идет о вертикальной интеграции, представляющей собой объем операций предприятия, который обеспечивает различные этапы в переработке и сбыте продукции. Она осуществляется вверх, когда предприятие предпочитает контролировать свои источники снабжения (сырье, полуфабрикаты), или вниз, когда оно хочет контролировать конечную продукцию и распространение производимого им товара. В этом смысле вертикальная интеграция противопоставляется специализации.

Вертикальная интеграция объясняется несколькими причинами. Прежде всего, это крах рынка, который (по причине дороговизны доступа к информации и поведения агентов) не предоставляет эффективных ресурсов. Другая причина связана с технологической взаимозависимостью. Использование отдельных технологий для производства товара позволяет разделить производство на отдельные стадии преобразования.

Факторы, которые могут повлиять на вертикальную интеграцию, связаны с растущими издержками на установление низких цен на рынке, поиск партнеров и заключение контрактов. Напротив, факторы, ограничивающие вертикальную интеграцию, связаны с уменьшающейся прибыльностью хозяйственной деятельности, растущим риском управленческих ошибок из-за расширения этой деятельности.

Внешний рост не обязательно связан с вертикальной интеграцией. Он может осуществляться между предприятиями с различными видами деятельности. В данном случае речь идет о технологической или маркетинговой концентрации.