Ограничения роста
Мерой роста любого предприятия является объем производства и реализации продукции (Q). При этом возрастают общие поступления и прибыль. Ограничением роста являются издержки, которые начиная с некоторой величины Q растут более ускоренно по сравнению с общими поступлениями.
Объясняется это прежде всего динамикой управленческих расходов. Экономия от масштабов доминирует при низких объемах выпуска товаров. Но как только предприятие становится очень крупным, рост управленческих расходов, обусловленный расширением масштаба, перевешивает эту экономию и средние издержки начинают расти.
По мере роста предприятия нанимается все большее число управляющих среднего уровня, которые, в свою очередь, требуют надзора за ними. Предприятие превращается в бюрократическую компанию, координация ее подразделений усложняется. И, как итог, издержки растут быстрее доходов.
Еще сложнее бывает в случае диверсификации производства. Стратегия предприятия при этом обуславливается несколькими факторами:
- увеличение затрат на рекламу и внедрение новых товаров влечет за собой снижение рентабельности, но подкрепляет успех диверсификации увеличением продаж;
- затраты на исследовательскую деятельность для разработки новых товаров или технологий имеют такой же эффект;
- установление цены ниже, чем у конкурентов, увеличивает долю рынка, привлекая больше потребителей.
Рис.64. Влияние роста менеджеров (n) на размеры предприятия.
Эти издержки можно рассматривать как капитальные или текущие затраты. В первом случае они приводят к снижению капиталоотдачи, а во втором - рентабельности производства. В обоих случаях уменьшается и норма прибыли, связанная с быстротой диверсификации.
По мере ее прохождения, кроме того, истощаются управленческие ресурсы, необходимые для новых видов деятельности. Они все хуже поддаются контролю, что ведет к риску краха. Для его избежания предприятие увеличивает число менеджеров, наблюдающих за диверсификацией (рис.65).
Кривая АА на нем отражает эту проблему. В точке Х достижим определенный уровень производства при постоянном числе менеджеров. Вид кривой АА по мере роста Q показывает, что набор новых менеджеров приводит к увеличению нормы прибыли. Но, начиная с некоторого уровня, введение новых менеджеров имеет отрицательный эффект, представленный кривой ВВ. Горизонтально вычитая ее из кривой АА, получаем кривую СС. Точка О на ней показывает оптимум. Ей соответствует максимальная норма роста предприятия при числе менеджеров, равных n.
По мере роста предприятия его менеджеры испытывают, кроме того, «финансовое давление» владельцев акций, стремящихся к максимизации своего дохода. Графически это можно выразить следующим образом (рис.66).
Рис.67. Графическое изображение «финансового давления» на акционерном предприятии: V - норма биржевой оценки (отношение между бухгалтерской стоимостью активов и процентом удержания прибыли)
Норма биржевой оценки позволяет рынку оценить качество управления акционерным предприятием. Она может увеличиться или уменьшиться, отражая действия менеджеров. Если, к примеру, они повышают процент удержания прибыли, направляемой на реинвестирование предприятия, то величина V будет снижаться и «облегчать конкурентам установление контроля над предприятием».
Рост предприятия является «полезной функцией менеджеров». Она позволяет добиться таких целей, как положение, власть и доход. Но чрезмерный рост величины Q может ослабить финансовое положение предприятия и повлечь за собой смену владельцев. Последние постараются повысить рентабельность предприятия и в, случае необходимости, сменить менеджеров.
Другой «полезной функцией менеджеров» является обеспечение безопасности предприятия. Они должны прилагать все усилия для достижения такой стоимости акций, при которой можно избежать установления противниками контроля над предприятием.
Исходя из этого, возможный рост предприятия будет находиться в пределах Q1 - Q2 (рис.68). Точке А соответствует максимальная величина нормы биржевой оценки (V1), точке В - минимально возможная (V2). В первом случае речь идет о минимальном росте предприятия (Q1), а во втором - максимальном (Q2), но испытывающем (одновременно) наибольшее финансовое давление.
Следует подчеркнуть, что точную величину V2 трудно определить. Это связано с неопределенностью рыночных отношений и поведения акционеров (степени их боязни риска). Многое также зависит от степени распределенности собственности, которая ограничивает возможности контроля акционеров над предприятием.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него