logo
Экономика фирмы УМК

Ограничения роста

Мерой роста любого предприятия является объем производства и реализации продукции (Q). При этом возрастают общие поступления и прибыль. Ограничением роста являются издержки, которые начиная с некоторой величины Q растут более ускоренно по сравнению с общими поступлениями.

Объясняется это прежде всего динамикой управленческих расходов. Экономия от масштабов доминирует при низких объемах выпуска товаров. Но как только предприятие становится очень крупным, рост управленческих расходов, обусловленный расширением масштаба, перевешивает эту экономию и средние издержки начинают расти.

По мере роста предприятия нанимается все большее число управляющих среднего уровня, которые, в свою очередь, требуют надзора за ними. Предприятие превращается в бюрократическую компанию, координация ее подразделений усложняется. И, как итог, издержки растут быстрее доходов.

Еще сложнее бывает в случае диверсификации производства. Стратегия предприятия при этом обуславливается несколькими факторами:

- увеличение затрат на рекламу и внедрение новых товаров влечет за собой снижение рентабельности, но подкрепляет успех диверсификации увеличением продаж;

- затраты на исследовательскую деятельность для разработки новых товаров или технологий имеют такой же эффект;

- установление цены ниже, чем у конкурентов, увеличивает долю рынка, привлекая больше потребителей.

Рис.64. Влияние роста менеджеров (n) на размеры предприятия.

Эти издержки можно рассматривать как капитальные или текущие затраты. В первом случае они приводят к снижению капиталоотдачи, а во втором - рентабельности производства. В обоих случаях уменьшается и норма прибыли, связанная с быстротой диверсификации.

По мере ее прохождения, кроме того, истощаются управленческие ресурсы, необходимые для новых видов деятельности. Они все хуже поддаются контролю, что ведет к риску краха. Для его избежания предприятие увеличивает число менеджеров, наблюдающих за диверсификацией (рис.65).

Кривая АА на нем отражает эту проблему. В точке Х достижим определенный уровень производства при постоянном числе менеджеров. Вид кривой АА по мере роста Q показывает, что набор новых менеджеров приводит к увеличению нормы прибыли. Но, начиная с некоторого уровня, введение новых менеджеров имеет отрицательный эффект, представленный кривой ВВ. Горизонтально вычитая ее из кривой АА, получаем кривую СС. Точка О на ней показывает оптимум. Ей соответствует максимальная норма роста предприятия при числе менеджеров, равных n.

По мере роста предприятия его менеджеры испытывают, кроме того, «финансовое давление» владельцев акций, стремящихся к максимизации своего дохода. Графически это можно выразить следующим образом (рис.66).

Рис.67. Графическое изображение «финансового давления» на акционерном предприятии: V - норма биржевой оценки (отношение между бухгалтерской стоимостью активов и процентом удержания прибыли)

Норма биржевой оценки позволяет рынку оценить качество управления акционерным предприятием. Она может увеличиться или уменьшиться, отражая действия менеджеров. Если, к примеру, они повышают процент удержания прибыли, направляемой на реинвестирование предприятия, то величина V будет снижаться и «облегчать конкурентам установление контроля над предприятием».

Рост предприятия является «полезной функцией менеджеров». Она позволяет добиться таких целей, как положение, власть и доход. Но чрезмерный рост величины Q может ослабить финансовое положение предприятия и повлечь за собой смену владельцев. Последние постараются повысить рентабельность предприятия и в, случае необходимости, сменить менеджеров.

Другой «полезной функцией менеджеров» является обеспечение безопасности предприятия. Они должны прилагать все усилия для достижения такой стоимости акций, при которой можно избежать установления противниками контроля над предприятием.

Исходя из этого, возможный рост предприятия будет находиться в пределах Q1 - Q2 (рис.68). Точке А соответствует максимальная величина нормы биржевой оценки (V1), точке В - минимально возможная (V2). В первом случае речь идет о минимальном росте предприятия (Q1), а во втором - максимальном (Q2), но испытывающем (одновременно) наибольшее финансовое давление.

Следует подчеркнуть, что точную величину V2 трудно определить. Это связано с неопределенностью рыночных отношений и поведения акционеров (степени их боязни риска). Многое также зависит от степени распределенности собственности, которая ограничивает возможности контроля акционеров над предприятием.