logo
Экономика фирмы УМК

Конкурентная борьба

В каждой отрасли конкуренция проходит между компаниями, уже закрепившимися в ней. Она также питается из других источников: угроза появления новых конкурентов, выпуска товаров-заменителей, жестких позиций поставщиков и покупателей (рис.72).

Рис.73. Модель конкурирующих сил, определяющих стратегию предприятия

Модель конкурирующих сил ставит акцент на применении предприятием стратегии конкурентной борьбы, выявляя силы, действующие на его рынке. Мощь этих сил меняется по секторам национальной экономики и зависит от уровня концентрации и соперничества, силы препятствий для выхода на рынок, комплексности организации и влияния мирового рынка.

Сила конкурентной борьбы между имеющимися предприятиями. На эту силу влияет целый ряд факторов: структура конкуренции в секторе (число конкурентов, размеры предприятий, их доли рынка), уровень роста данной деятельности, дифференциация продукции, уровень фиксированных издержек, наличие препятствий ухода с рынка, наличие излишних мощностей.

Возможности поставщиков. Они касаются их поведения относительно: цены, качества и количества их продукции; сроков поставки, соблюдения контрактов.

Возможности клиентов. Они высоки, если клиенты сплочены и ведут общие закупки.

Товары-заменители. Они представляют собой угрозу в том случае, когда издержки от изменений невысоки, а клиенты имеют склонность к переменам.

Угроза появления новых конкурентов. Она невысока, если имеются достаточно крупные препятствия для выхода на рынок.