Контроль над предприятием
Менеджеры, из-за комплексной организации предприятия и юридического контроля над его активами, получают определенную свободу, позволяющую достичь целей, отличных от задач владельцев предприятия. Последние (в связи с разнообразием их портфелей акций) иногда не могут полностью использовать свои права владения, чтобы самим контролировать работу предприятия.
Известны две теории, раскрывающие всю глубину данного вопроса. Одна из них (менеджерская теория) поясняет зарождение разрыва между собственностью и контролем, другая (теория агентства) показывает, как можно сократить этот разрыв и привести организацию (предприятие) к реализации задач, более близких к целям владельцев.
Менеджерская теория исходит из следующего положения: распыление акций предприятия среди многочисленных собственников размывает контроль над ним. На этой основе усиливается власть менеджеров, способных непосредственно воздействовать на стратегию предприятия, не владея акциями совсем или имея небольшое их количество. Поэтому собственники не могут принудить менеджеров максимизировать прибыль.
Основоположники этой теории проанализировали 200 предприятий и выделили пять категорий контроля:
- практически абсолютный частный контроль (один человек, одна семья или небольшая группа акционеров владеет 80 и более процентов акций);
- мажоритарный контроль (один акционер или небольшая их группа владеет 50-80 процентов акций);
- контроль меньшинства (один акционер или небольшая их группа обладают 20-50 процентов акций);
- совместный контроль (один акционер или небольшая их группа обладают 5-20 процентов акций);
- менеджерский или внутренний контроль (никто из акционеров не имеет более 5% акций). В этом случае собственность сильно распылена, и никакая внешняя группа не способна реально контролировать предприятие. Именно менеджеры воздействуют на его деятельность из-за отсутствия внешнего контроля.
Менеджерский контроль распространен в ряде стран. При этом следует указать на развитие «фондов вложений», создаваемых пенсионными фондами, банками и страховыми компаниями. Они регулярно получают детальную информацию об успехах предприятия, участвуют во всех собраниях акционеров, продают акции в случае падения прибылей и вмешиваются в работу менеджеров, если она их не устраивает.
Теория агентства изучает две группы отношений: между владельцем и менеджером (агентом), а также между менеджером и работниками. Идея здесь такова: владелец поручает своему агенту (менеджеру) действовать в своих интересах, поощряя его материально. Ему передается ответственность за выбор и реализацию всех функций предприятия.
Менеджер получает оплату от владельца, который единственный пользуется плодами хозяйственной деятельности после покрытия всех издержек (включая вознаграждения менеджера). Владелец составляет контракт, определяющий оплату агенту, понимая, что их интересы не всегда совпадают. Главное в этом деле составить контракт таким образом, чтобы агент действовал в интересах владельца.
В соответствии с теорией агентства, владелец нейтрально подходит к риску, тогда как агент (менеджер) испытывает неприязнь как к риску, так и дополнительным усилиям. Владелец нейтрален к риску, потому что выбор рискованного варианта лишь частично затронет его прибыль, поскольку портфель его акций диверсифицирован. Менеджер боится риска, поскольку понимает, что он проигрывает в случае провала своего плана. Менеджер также опасается лишних усилий, поскольку он стремится реализовать собственные задачи. Ему легче их достичь, если владелец предприятия не будет иметь доступа ко всей информации об операциях менеджера. Расходы не получение этой информации покажутся владельцу предприятия слишком высокими, учитывая ожидаемые результаты. Зная, что владелец не получит этой информации, менеджер стремится сократить свои усилия. Такая ситуация называется «моральным соблазном».
Владелец обладает двумя средствами контроля за менеджером: страхом (угрозой его смены) и интересом (предложением новых льгот). Только благодаря этому можно сократить разрыв между различными задачами обеих сторон.
Внутри предприятия (на подчиненных уровнях) неравномерность информации также сохраняется и способствует возникновению ситуации морального соблазна. Работники, зная, что их положение достаточно прочно, питаются мошенничать. Здесь также возможно два случая воздействия: страх и интерес. С целью сбора большей информации возможна децентрализация организации.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него