logo
Экономика фирмы УМК

Введение

Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Внутренняя среда предприятия (фирмы) — это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (вы­полненная работа, оказанные услуги).

Внешняя среда, непосредственно определяющая эффективность работы предприятия, - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Фирму изучают многие науки: история, социология, психология, менеджмент, право. Речь идет о ряде курсов, определяющих программу подготовки экономистов в вузе. Одни из них - «Экономика фирмы».

Фирма - система отношений, когда направление ресурсов начи­нает зависеть от ее создателя (предпринимателя) или менеджера. При этом под фирмой понимается «предприятие, компания, организация (в производственной, торговой, банковской и других сферах), обладающие правом юридического лица и преследующие коммерческие цели» [14].

Авторы «Экономики фирмы» [18] также под фирмой понимают юридически самостоятельную предпринимательскую единицу. «Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности».

Обратим внимание еще на одно мнение, авторы которого «заглядывают глубже» в разграничение рассматриваемых понятий [13]. «Фирма - это юри­дически оформленный субъект экономической деятельности, возможно включающий в свой состав несколько предприятий (например, концерны или фирмы холдингового типа). Следовательно, фирма и предприятие могут являться синонимами лишь в одном случае - при хозяйственном пред­ставлении фирмы в виде единственного предприятия». Те же самые авто­ры отмечают, что синонимами могут выступать фирма и организация «в случае явной хозяйственной деятельности» последней (то есть деятель­ность па преобразованию ресурсов в производственные продукты).

Известны теории, моделирующие экономику фирмы. Их подразделяют на прикладные и фундаментальные. В числе первых выделяется следующая функциональная направленность развития фирмы:

- маркетинговая (маркетинговый анализ, ценообразования, товаров, маркетинговые коммуникации, жизненный цикл товара, стратегический маркетинг);

- финансовая (бенчмаркинг, контроллинг, финансовый анализ);

- производственная (теория издержек производства, разработка това­ров, логистика);

- организационная (стратегический менеджмент, Z-теория, теория «7-С», предпринимательский менеджмент);

- мотивационная (доход, статус, власть, экономическая безопасность).

Фундаментальные теории подразделяются на две группы:

- технологические (неоклассические, альтернативные);

- институциональные (агентные отношения, трансакционная экономика, когнитивная теория, теория прав собственности).

В первом случае в центре внимания находятся условия максимизации прибыли, а во втором - феномен возникновения фирм, закономерности их развития с учетом наличия трансакционных издержек, оппортунистического поведения, контрактных отношений, специфичности ресурсов, ассиметричности информатики.

Одним из основоположников институциональной теории фирмы является Р.Коуз. По его мнению, которого придерживаются и авторы данной работы, возникновение фирмы является наиболее важной формой приспособления хозяйствующих субъектов к проблеме существования трансакционных издержек [11]. Р.Коуз далее подчеркивает, что «фирма не уничтожает трансакционнные издержки вообще, - внутри ее есть также трансакционные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работниками функций, издержки по защите от оппортунистического поведения работников после заключения с ними трудового соглашения».

Особенности формирования и функционирования фирм, их поведение, политика по отношению к рынкам и внутренней структуре и другие проблемы, как следует из приведенной ниже рабочей программы дисциплины, описываются с позиции теорий трансакционных издержек, прав собственности, контрактов и некоторых других концепций. Контекст каждого вопроса (темы), который подвергается рассмотрению, содержит описание поведения хозяйствующих субъектов (фирм) в условиях необходимости совершать выбор не просто в ситуациях с ограниченными ресурсами, но и принимая во внимание существующую модель рынка и состояние институциональной среды. Самостоятельные действия лица, принимающего решение (предпринимателя), рассматриваются и как основной фактор выбора альтернативы в условиях характерной для экуономикри неопределенности, и как фактор создания будущей организации с определенными характеристиками [7].

Экономика фирмы, – отмечают те же авторы, - относительно новая для российской высшей школы учебная дисциплина, появление которой целиком объясняется возникновением принципиально новых задач профес­сиональной подготовки специалистов. Знание экономики фирмы выступает опорой последующей деятельности тех, кто видит в себе потенциальные задатки руководителя и понимает важность хорошей теоретической подготовки в таких специальных областях деятельности юридически оформленного хозяйствующего субъекта (фирмы), как организация управления производства: снабжение и логистика; маркетинг; инновации и инвестиции; финансиро­вание; управление персоналом; кто ощущает потребность владеть, с одной стороны, методами целенаправленного принятия решений по использованию всегда ограниченных ресурсов, с дру­гой - умением осуществлять инициативный -выбор таких альтернатив в распределении ресурсов, которые ведут к оптимальному дос­тижению поставленной цели (системы целей).

Экономика фирмы - наука о способах осуществления хозяйствующим субъектом (фирмой) деятельности по преобразованию ресурсов в готовый, востребованный потребителями продукт, его (субъекта) поведении в меняющемся мире и последствиях, вызван­ных самостоятельными решениями изменить направление кон­тролируемых факторов производства. Но ее назначение не только в том, чтобы развивать знания о правилах принятия решений или знакомить с нормами поведения и рекомендациями о применении методов нахождения оптимальных или эффективных управленче­ских решений. Для практических нужд значение имеют также теоретические знания, обладающие определенным потенциалом творческого применения к решению специфических проблем хо­зяйственной деятельности фирмы.

Экономика фирмы концентрирует внимание на теории и практике деятельности сложных по структуре экономических организаций с неоднородным составом субъектов собственности, агрегирующих множество сфер (функциональных областей), в ка­ждой из которых возникает необходимость решать проблемы, свойственные в равной степени всем фирмам. Вместе с тем в каж­дой сфере формулируются разные практические цели, возникают специфические вопросы, связанные с применением живого труда, машин и материалов. Это создает проблему познания исследуемого объекта, которая решается с привлечением возможностей системного подхода. Требования в отношении системности вытекают из наличия в организации взаимосвязанных структурных элемен­тов, которые, с одной стороны, должны согласовываться друг с другом, а с другой - соответствовать условиям внешней среды. С этой позиции лучше понимаются процессы, происходящие внутри фирмы как системы, и устанавливаются причинно-следственные связи между событиями и явлениями, в том числе вызванными принятием конкретных управленческих решений.

В соответствии с разработанной нами программой, «Экономика фирмы» состоит из двух разделов: 1) теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы; 2) управленческая экономика фирмы. Данный – второй – раздел включает в себя дисциплины специализации и некоторые специальные дисциплины, изучаемые студентами, обучающимися по специализации «Экономика фирмы».

Итак, объект изучения данного курса – фирма, имеющая ряд отличительных особенностей, а именно это:

- представляет собой единицу экономической системы, обладающую организационными ресурсами для осуществления ко­ординации и контроля движения основных факторов производства товаров и услуг;

- является самостоятельным, юридически независимым и экономически обособленным субъектом, органически сочетаю­щим в себе функции собственности и хозяйствования;

- выполняет особую функцию в экономике - служит инстру­ментом консолидации и распределения ресурсов между альтерна­тивными возможностями их использования;

- существование и рост обеспечивает не только за счет раз­ницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли, но и мобилизуя различные источники финансирования.

Предмет изучения есть сумма знаний о свойствах данного объекта и закономерностях, их определяющих. Исходя из этого предмет курса «Экономика фирмы» составляет изучение форм и особенностей проявления свойств фирм как хозяйственных организаций, благодаря которым она функционирует и результатами своей деятельности удовлетворяет потребности общества, а также реагирует на «рамочные» (заданные извне) условия, приспосабливается к ним и другим воздействиям со стороны прочих внешних влияний.

Целью изучения курса является знакомство студентов со свойствами познания процессов, которые протекают в фирмах, исходят от них. Выдвигая гипотезы о природе процессов, проверяя их эмпирически и строя соответствующие модели, экономическая наука определяет инструментарий для решения практических проблем, с которыми регулярно сталкиваются эти организации. Следовательно, в определение цели входит и знание используемых в практической деятельности фирм разнообразных методик, рекомендаций и оптимизационных моделей.

Подчеркнем, что учебно-методический комплекс должен включать в себя следующие документы (обязательного или дополнительного блоков):

- рабочую программу дисциплины;

- календарно-тематический план;

- перечень учебной и научной литературы, изданной за последние пять лет;

- сборник задач и условий ситуаций;

- методические указания к семинарским и практическим занятиям;

- методические указания по организации самостоятельной работы;

- тематика дипломных, курсовых и контрольных работ;

- перечень вопросов к экзамену и зачету;

- комплект экзаменационных билетов;

- фонды контрольных и тестовых заданий;

- конспект лекций;

- видео- и аудиоматериалы к курсу;

- перечень вопросов к государственной итоговой аттестации студентов в рамках данного курса.