Введение
Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
Фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.
Внутренняя среда предприятия (фирмы) — это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги).
Внешняя среда, непосредственно определяющая эффективность работы предприятия, - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.
Фирму изучают многие науки: история, социология, психология, менеджмент, право. Речь идет о ряде курсов, определяющих программу подготовки экономистов в вузе. Одни из них - «Экономика фирмы».
Фирма - система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от ее создателя (предпринимателя) или менеджера. При этом под фирмой понимается «предприятие, компания, организация (в производственной, торговой, банковской и других сферах), обладающие правом юридического лица и преследующие коммерческие цели» [14].
Авторы «Экономики фирмы» [18] также под фирмой понимают юридически самостоятельную предпринимательскую единицу. «Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности».
Обратим внимание еще на одно мнение, авторы которого «заглядывают глубже» в разграничение рассматриваемых понятий [13]. «Фирма - это юридически оформленный субъект экономической деятельности, возможно включающий в свой состав несколько предприятий (например, концерны или фирмы холдингового типа). Следовательно, фирма и предприятие могут являться синонимами лишь в одном случае - при хозяйственном представлении фирмы в виде единственного предприятия». Те же самые авторы отмечают, что синонимами могут выступать фирма и организация «в случае явной хозяйственной деятельности» последней (то есть деятельность па преобразованию ресурсов в производственные продукты).
Известны теории, моделирующие экономику фирмы. Их подразделяют на прикладные и фундаментальные. В числе первых выделяется следующая функциональная направленность развития фирмы:
- маркетинговая (маркетинговый анализ, ценообразования, товаров, маркетинговые коммуникации, жизненный цикл товара, стратегический маркетинг);
- финансовая (бенчмаркинг, контроллинг, финансовый анализ);
- производственная (теория издержек производства, разработка товаров, логистика);
- организационная (стратегический менеджмент, Z-теория, теория «7-С», предпринимательский менеджмент);
- мотивационная (доход, статус, власть, экономическая безопасность).
Фундаментальные теории подразделяются на две группы:
- технологические (неоклассические, альтернативные);
- институциональные (агентные отношения, трансакционная экономика, когнитивная теория, теория прав собственности).
В первом случае в центре внимания находятся условия максимизации прибыли, а во втором - феномен возникновения фирм, закономерности их развития с учетом наличия трансакционных издержек, оппортунистического поведения, контрактных отношений, специфичности ресурсов, ассиметричности информатики.
Одним из основоположников институциональной теории фирмы является Р.Коуз. По его мнению, которого придерживаются и авторы данной работы, возникновение фирмы является наиболее важной формой приспособления хозяйствующих субъектов к проблеме существования трансакционных издержек [11]. Р.Коуз далее подчеркивает, что «фирма не уничтожает трансакционнные издержки вообще, - внутри ее есть также трансакционные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работниками функций, издержки по защите от оппортунистического поведения работников после заключения с ними трудового соглашения».
Особенности формирования и функционирования фирм, их поведение, политика по отношению к рынкам и внутренней структуре и другие проблемы, как следует из приведенной ниже рабочей программы дисциплины, описываются с позиции теорий трансакционных издержек, прав собственности, контрактов и некоторых других концепций. Контекст каждого вопроса (темы), который подвергается рассмотрению, содержит описание поведения хозяйствующих субъектов (фирм) в условиях необходимости совершать выбор не просто в ситуациях с ограниченными ресурсами, но и принимая во внимание существующую модель рынка и состояние институциональной среды. Самостоятельные действия лица, принимающего решение (предпринимателя), рассматриваются и как основной фактор выбора альтернативы в условиях характерной для экуономикри неопределенности, и как фактор создания будущей организации с определенными характеристиками [7].
Экономика фирмы, – отмечают те же авторы, - относительно новая для российской высшей школы учебная дисциплина, появление которой целиком объясняется возникновением принципиально новых задач профессиональной подготовки специалистов. Знание экономики фирмы выступает опорой последующей деятельности тех, кто видит в себе потенциальные задатки руководителя и понимает важность хорошей теоретической подготовки в таких специальных областях деятельности юридически оформленного хозяйствующего субъекта (фирмы), как организация управления производства: снабжение и логистика; маркетинг; инновации и инвестиции; финансирование; управление персоналом; кто ощущает потребность владеть, с одной стороны, методами целенаправленного принятия решений по использованию всегда ограниченных ресурсов, с другой - умением осуществлять инициативный -выбор таких альтернатив в распределении ресурсов, которые ведут к оптимальному достижению поставленной цели (системы целей).
Экономика фирмы - наука о способах осуществления хозяйствующим субъектом (фирмой) деятельности по преобразованию ресурсов в готовый, востребованный потребителями продукт, его (субъекта) поведении в меняющемся мире и последствиях, вызванных самостоятельными решениями изменить направление контролируемых факторов производства. Но ее назначение не только в том, чтобы развивать знания о правилах принятия решений или знакомить с нормами поведения и рекомендациями о применении методов нахождения оптимальных или эффективных управленческих решений. Для практических нужд значение имеют также теоретические знания, обладающие определенным потенциалом творческого применения к решению специфических проблем хозяйственной деятельности фирмы.
Экономика фирмы концентрирует внимание на теории и практике деятельности сложных по структуре экономических организаций с неоднородным составом субъектов собственности, агрегирующих множество сфер (функциональных областей), в каждой из которых возникает необходимость решать проблемы, свойственные в равной степени всем фирмам. Вместе с тем в каждой сфере формулируются разные практические цели, возникают специфические вопросы, связанные с применением живого труда, машин и материалов. Это создает проблему познания исследуемого объекта, которая решается с привлечением возможностей системного подхода. Требования в отношении системности вытекают из наличия в организации взаимосвязанных структурных элементов, которые, с одной стороны, должны согласовываться друг с другом, а с другой - соответствовать условиям внешней среды. С этой позиции лучше понимаются процессы, происходящие внутри фирмы как системы, и устанавливаются причинно-следственные связи между событиями и явлениями, в том числе вызванными принятием конкретных управленческих решений.
В соответствии с разработанной нами программой, «Экономика фирмы» состоит из двух разделов: 1) теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы; 2) управленческая экономика фирмы. Данный – второй – раздел включает в себя дисциплины специализации и некоторые специальные дисциплины, изучаемые студентами, обучающимися по специализации «Экономика фирмы».
Итак, объект изучения данного курса – фирма, имеющая ряд отличительных особенностей, а именно это:
- представляет собой единицу экономической системы, обладающую организационными ресурсами для осуществления координации и контроля движения основных факторов производства товаров и услуг;
- является самостоятельным, юридически независимым и экономически обособленным субъектом, органически сочетающим в себе функции собственности и хозяйствования;
- выполняет особую функцию в экономике - служит инструментом консолидации и распределения ресурсов между альтернативными возможностями их использования;
- существование и рост обеспечивает не только за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли, но и мобилизуя различные источники финансирования.
Предмет изучения есть сумма знаний о свойствах данного объекта и закономерностях, их определяющих. Исходя из этого предмет курса «Экономика фирмы» составляет изучение форм и особенностей проявления свойств фирм как хозяйственных организаций, благодаря которым она функционирует и результатами своей деятельности удовлетворяет потребности общества, а также реагирует на «рамочные» (заданные извне) условия, приспосабливается к ним и другим воздействиям со стороны прочих внешних влияний.
Целью изучения курса является знакомство студентов со свойствами познания процессов, которые протекают в фирмах, исходят от них. Выдвигая гипотезы о природе процессов, проверяя их эмпирически и строя соответствующие модели, экономическая наука определяет инструментарий для решения практических проблем, с которыми регулярно сталкиваются эти организации. Следовательно, в определение цели входит и знание используемых в практической деятельности фирм разнообразных методик, рекомендаций и оптимизационных моделей.
Подчеркнем, что учебно-методический комплекс должен включать в себя следующие документы (обязательного или дополнительного блоков):
- рабочую программу дисциплины;
- календарно-тематический план;
- перечень учебной и научной литературы, изданной за последние пять лет;
- сборник задач и условий ситуаций;
- методические указания к семинарским и практическим занятиям;
- методические указания по организации самостоятельной работы;
- тематика дипломных, курсовых и контрольных работ;
- перечень вопросов к экзамену и зачету;
- комплект экзаменационных билетов;
- фонды контрольных и тестовых заданий;
- конспект лекций;
- видео- и аудиоматериалы к курсу;
- перечень вопросов к государственной итоговой аттестации студентов в рамках данного курса.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него