logo
Экономика фирмы УМК

Разработка стратегического плана развития фирмы

Любое планирование определяет действие людей, опирающееся на действие экономических законов. Оно существует потому, что традиционный рыночный механизм перестал быть надежным. Развитие техники и сопутствующий ему характер использования времени и капитала привели к тому, что запросы потребителя должны быть определены заранее - на месяцы и даже годы вперед.

В последнем случае речь идет о стратегическом планировании, предполагающем планирование не только будущих изменений, но и планирование возможных последствий от решений, принимаемых в настоящем.

В стратегическом планировании реализуется современная концепция планирования, направленная на создание плановой модели, сочетающей организационно-технологические и интеллектуально-социальные процессы. Это позволяет использовать при планировании методы прогнозирования, программирования социально-экономических процессов, внести инструменты государственного регулирования при разработке и принятии управленческих решений.

Методические подходы данного вида планирования обеспечивают реализацию перспективных направлений воспроизводства и регулирования рынка факторов производства, стимулирования социального и научно-технического процесса.

Стратегическое планирование - это важнейшая составная часть успеха любого промышленного предприятия. Пренебрежение им может очень дорого стоить. Стратегический план нужен для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах предприятия, о требованиях, предъявляемых к ним. Он нужен также для налаживания деловых связей с поставщиками и потребителями, банками и конкурентами.

Современное предприятие может быть представлено в трех аспектах: с точки зрения идеологической основы, внешней и внутренней эффективности, надежности хозяйственной деятельности, последний аспект определяется стратегическим планированием (способностью наметить курс и организовать дело в соответствии с этим курсом).

Основные этапы разработки стратегического плана следующие:

- основные цели фирмы;

- SWOT-анализ внешней среды и внутренних возможностей;

- выбор базовых стратегий и стратегических альтернатив;

- корректировка целей (обратная связь).

Логика стратегического планирования опирается на ряд принципов: непрерывность (преемственность планов, их корректировка), единство (межуровневое согласование планов), гибкость планирования, их научная обоснованность, комплексность, выделение ведущих звеньев, единство процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и планов.