Теория фирмы
Теория фирмы – один из ключевых вопросов институциональной экономики (наряду с теорией государства, домашнего хозяйства, предпринимательства, социального движения и группы). В основе данной теории лежит «хозяйствование» - общий круг возникающих у фирмы проблем.
К числу последних прежде всего относится проблема взаимоотношений принципиала и агента. Суть ее заключается в том, что рост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат принципиала на контроль над действиями возрастающего числа агентов.
Проблема принципиала и агента является частным случаем ситуации морального риска: принципиал выступает в роли страховщика от «естественных» рисков, а агент - в роли скрывающего от него важную информацию. Ключевой вопрос здесь касается системы стимулов, способствующих распространению достоверной информации. На рынке конкуренция стимулирует распространение достоверной информации. Напротив, в организации асимметричность информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование агентом принципиала.
Назовем пути решения проблемы принципиала и агента:
1) усиление контроля, что связано с высокими издержками;
2) соревнование агентов (развитие конкуренции между ними). Речь идёт о взаимном контроле над действиями друг друга. Успех одного из них снижает шансы других. Следует также учитывать, что конкуренция среди агентов окончательно разрушает элементы доверия в отношениях между ними (задачи, требующие совместных усилий агентов, становятся практически нереализуемыми;
3) участие агентов в результатах совместной деятельности фирмы. Различные варианты решения проблемы принципиала и агента лежат в основе альтернативных моделей внутренней структуры фирмы. Наиболее распространены три структуры: унитарная, холдинговая и дивизионная (рис.1).
В институциональной экономике идеальной считается американская фирма. Она нацелена на максимизацию прибыли в условиях заданной конкуренцией цены на её продукцию и структуру издержек, описываемой производственной функцией. М.Фридмен по этому поводу пишет: «во многих ситуациях отдельная фирма ведёт себя как если бы она стремилась максимизировать свою ожидаемую прибыль и обладала бы для этого всей необходимой информацией» [6].
Рис.2. Модели внутренней структуры фирмы: П-А - решение проблемы принципиала-агеита
Ориентация на максимизацию прибыли задана целевой функцией прин-ципиала фирмы - её акционеров. Их основной интерес заключается в максимизации своего дохода в расчёте на одну акцию, который зависит от размеров нераспределённой прибыли предприятия по итогам года. В свою очередь размер прибыли всецело определён действиями агентов (наёмными менеджерами фирмы). Взаимоотношения типа «принципиал — агент» возникают и между менеджерами, являющимися принципиалами в отношении наёмных работников (рис.3).
Рис.4. Взаимоотношения «принципиал – агент» на акционерном предприятии: 1,2 - варианты взаимоотношений
Решение проблемы принципиала и агента во взаимоотношениях акционеров и менеджеров происходит на базе двух альтернативных механизмов — «голоса» и «выхода». В первом случае речь идёт об участии в годовом собрании акционеров и изменении состава директоров, во втором - о продаже своих акций, выражая тем самым неодобрение действиями менеджеров.
Решение проблемы принципиала и агента во взаимоотношениях менеджеров и работников происходит в рамках фордизма (гибкая оплата труда, жёсткая производственная дисциплина, высокая степень ротации). Профсоюзы при этом играют роль посредника в конфликтных ситуациях.
В японской фирме отсутствуют классические отношения «принципиал — агент» (речь скорее идёт о коалиции агентов). Максимизация прибыли занимает не первое место в иерархии целей. На первом месте находится обеспечение непрерывного роста доли рынка, контролируемой фирмой, что создаёт предпосылки для организационной экспансии, расширения и развития структуры фирмы.
В теории фирмы рассматриваются вопросы организационной культуры. Последняя существует в любой фирме, материализуясь в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения принципиала и агентов. Интерпретативная функция организационной культуры заключается в её использовании агентами для оценки обоснованности решений принципиала при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. Строго говоря, благодаря её существованию фирма получает свою идентичность, препятствуя изменению взаимоотношений принципиала и агента.
Важное место в повседневном функционировании фирмы занимает также рутина. Речь идёт о запоминании действия через его регулярное повторение. Рутина играет центральную роль в обеспечении информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпритировать, формировать и передавать сообщения. Рутина способствует решению проблемы принципиала и агента через снижение информационной асимметрии внутри фирмы и облегчение контроля через воспроизводство уже сложившихся взаимоотношений её участников.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него