logo
Экономика фирмы УМК

Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования

Корпоративная культура - «мягкий» фактор производства (к твердым факторам, как известно, относится труд, капитал и др.). Этот термин впервые применил немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.

Современное представление корпоративной культуры определяется, по мнению руководителей предприятий, профессионализмом, преданностью и лояльностью работников, материальным и моральным стимулированием и поощрением квалифицированных специалистов. Сами работники под этим термином понимают: дружеские взаимоотношения с коллегами, возможности профессионального роста, материальные льготы и вознаграждения.

Корпоративная культура, по мнению Л.Розенштиля, в значительной степени отражает усвоение норм, которые определяют поведение работников данного предприятия. Американские экономисты Р.Пэскэйл и Э.Этос понимают под этим «высшие цели» и «духовные ценности», а также собрание символов, церемоний и мифов, которые сообщают членам организации представление об этих нормах, целях и ценностях.

Интерес, в плане отмеченного, представляет и мнение Р.Рюттингера: «Не только наблюдать и анализировать культуру, но и понимать ее означает - схватиться вначале за облако. Культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как организация структуры и процесса, стратегии и бюджеты. Культура - это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жестким» на преуспевающих предприятиях» [15]. Практически все они поэтому имеют специальные подразделения, отвечающие за организацию внедрения «высших ценностей». Ими разрабатываются специальные программы увязки этих ценностей с мерами по повышению производительности труда и качества производимой продукции.

В становлении корпоративной культуры главную роль играет руководитель предприятия. Для него - это мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных работников на общие цели и ценностные установки, мобилизовывать инициативу коллектива, обеспечивать преданность, облегчать общение и добиваться делового успеха [16].

Некоторые авторы справедливо также компонентом корпоративной культуры считают информационную безопасность /17/. В связи с этим менеджер, занимающийся этим вопросом, должен владеть всем комплексом проблем информационной безопасности, уметь работать с людьми не в меньшей степени, чем с техническими средствами защиты.