Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
Корпоративная культура - «мягкий» фактор производства (к твердым факторам, как известно, относится труд, капитал и др.). Этот термин впервые применил немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.
Современное представление корпоративной культуры определяется, по мнению руководителей предприятий, профессионализмом, преданностью и лояльностью работников, материальным и моральным стимулированием и поощрением квалифицированных специалистов. Сами работники под этим термином понимают: дружеские взаимоотношения с коллегами, возможности профессионального роста, материальные льготы и вознаграждения.
Корпоративная культура, по мнению Л.Розенштиля, в значительной степени отражает усвоение норм, которые определяют поведение работников данного предприятия. Американские экономисты Р.Пэскэйл и Э.Этос понимают под этим «высшие цели» и «духовные ценности», а также собрание символов, церемоний и мифов, которые сообщают членам организации представление об этих нормах, целях и ценностях.
Интерес, в плане отмеченного, представляет и мнение Р.Рюттингера: «Не только наблюдать и анализировать культуру, но и понимать ее означает - схватиться вначале за облако. Культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как организация структуры и процесса, стратегии и бюджеты. Культура - это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жестким» на преуспевающих предприятиях» [15]. Практически все они поэтому имеют специальные подразделения, отвечающие за организацию внедрения «высших ценностей». Ими разрабатываются специальные программы увязки этих ценностей с мерами по повышению производительности труда и качества производимой продукции.
В становлении корпоративной культуры главную роль играет руководитель предприятия. Для него - это мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных работников на общие цели и ценностные установки, мобилизовывать инициативу коллектива, обеспечивать преданность, облегчать общение и добиваться делового успеха [16].
Некоторые авторы справедливо также компонентом корпоративной культуры считают информационную безопасность /17/. В связи с этим менеджер, занимающийся этим вопросом, должен владеть всем комплексом проблем информационной безопасности, уметь работать с людьми не в меньшей степени, чем с техническими средствами защиты.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него