logo
Экономика фирмы УМК

Бизнес-план фирмы

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта фирмы. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет.

Бизнес-план выполняет функцию планирования и является основой для оценки и контроля процесса развития фирмы. Он необходим для привлечения денежных средств и эффективного использования инвестиций, поскольку отвечает на следующие вопросы: когда будут получены первые доходы, как уменьшить возможный риск и как можно будет рассчитаться с кредиторами?

Бизнес-план состоит из ряда разделов: виды продукции, рынки ее сбыта, конкуренция, план производства и маркетинга, организационный и финансовый план, правовое обеспечение, возможности фирмы по реализации бизнес-плана. Акционеры должны обязательно, познакомившись с этим документом, получить ответы на вопросы: каков риск потери денег, что они получают при успешной реализации бизнес-плана?

Составлять бизнес-план должен сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы и независимых экспертов. Тон изложения должен быть деловым, понятным, а объем документа - небольшим.

В разделе конкуренция необходимо выявить сильные и слабые стороны ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры необходимо предусмотреть и какие из них будут наиболее действенными при продвижении новых видов продукции на рынках ее сбыта.