Препятствия для выхода на рынок и ухода с него
В условиях конкуренции предприятие сталкивается с различными видами препятствий, затрудняющих его выход на данный рынок или уход с него. Некоторые из этих препятствий носят нормативный (налоги, таможенные пошлины), технический или организационный характер. Другие порождены неравномерностью информации (обосновавшиеся компании обладают сведениями, не доступными для входящих предприятий, что позволяет первым сохранять свои позиции на рынке), Третьи вызваны сравнительными преимуществами закрепившихся предприятий (они долгое время могут поддерживать цены ниже средней стоимости производства и сбыта).
Последняя группа препятствий имеет наибольшую значимость. При этом она связана с преимуществом абсолютных издержек, экономией на масштабах и дифференциацией продукции. Конкретно речь в данном случае идет о следующем.
Рис.74. Преимущество абсолютных издержек: ДД - кривая спроса
Графически это выглядит следующим образом (рис.75). Здесь р2 и р1 - издержки, соответственно, закрепившегося и нового предприятия, а р1р2ав - «монопольная рента». Ее источники следующие: более развитые методы производства, более легкий доступ к инновациям, более крупные финансовые ресурсы и меньшие издержки по ним. Такие предприятия несут меньшие издержки по операциям из-за своих продолжительных отношений с поставщиками и продавцами своей продукции. Кроме того, выделяются своей компетенцией и их менеджеры.
2. Препятствия, связанные с экономией на масштабах. Чтобы выпускать продукцию в таких же условиях, как конкуренты, новое предприятие должно обеспечить экономию на масштабах (т.е. обеспечивать объем производства менее, чем Х1). Иначе оно окажется в зоне с более высокими издержками.
3. Препятствия, связанные с дифференциацией продукции. Приверженность клиентов к определенному товару связана с его объективными особенностями и накапливаемым воздействиям рекламы. Благодаря этому утвердившееся предприятие может поддерживать сравнительно высокие цены. В подобных условиях новое предприятие обязано придерживаться политики снижения цен при больших затратах на рекламу.
Закрепившиеся предприятия пользуются преимуществом своего первенства, реализуя стратегию удержания от выхода на рынок новых предприятий. В этих условиях без видения основных препятствий вряд ли можно обеспечить успешное вхождение в рынок.
Препятствия для ухода с рынка. Уйти с рынка также сложно, как и войти в него. Здесь можно выделить пять видов препятствий, определяющих стратегию любого предприятия.
Фиксированные издержки ухода. Предприятие, уходящее с рынка, должно обеспечить выполнение таких обязательств, как послепродажное обслуживание, изготовление запчастей. Часто оно связано с контрактными отношениями с поставщиками и клиентами.
Особенности инвестирования. Некоторые инвестиции имеют точное применение и тяжело поддаются перепрофилированию. Расходы трудно возместить, в связи с чем предприятие вынуждено оставаться в данной отрасли определенный период времени, даже если уровень его доходов падает.
Целостность и репутация. Предприятие, экономящее на издержках за счет объединения нескольких видов деятельности, не может отказаться от производства, не затронув другие свои структуры. Кроме того, завоеванная им репутация может быть поставлена под сомнение отстранением от деятельности в глазах как потребителей, так и банкиров.
Косность управления. Приверженность менеджеров предприятию, рутина и низкая мобильность также могут породить препятствия для ухода.
Социальные и политические препятствия. Правительство может поддерживать деятельность предприятия по ряду причин (стратегических, географических, социальных). Особенно это важно, когда предприятие получило субсидии от него.
Рис.76. Классификация препятствий предприятия
Все препятствия определенным образом связаны друг с другом (рис.77). Эта связь определяется величиной дохода и риска.
Использованная литература:
Вяткин В.Н. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. Концепции, задачи, ситуации / В.Н.Вяткин, Д.Д.Хэмптон, А.Ю.Казак. - Москва-Екатеринбург: Ява, 1998. - 256 с.
Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: учебник / Е.Г.Ефимова. - М.: Флинта, 1999. - 472 с.
Ильяшенко В.В. Микроэкономика: учебное пособие / В.В.Ильяшенко. - Екатеринбург: УрГЭУ, 1999. - 217 с.
Кравцов В.М. Микроэкономика. Функциональная модель предприятия / В.М.Кравцов, А.Н.Попов. - Челябинск: УрГЭУ, ЧГАУ, 1998. - 168 с.
Менар К. Экономика организации. Пер. с франц. / К.Менар - М.: ИНФРА, 1996. - 159 с.
Попов А.Н. Экономическое управление предпринимательской деятельностью в спорте. / А.Н.Попов, В.Н.Сидоров, Т.П.Якунькова. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 77 с.
Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: учебное пособие / С.Г.Попов. - М.: Ось-89, 1997 - 176 с.
Предприятие во Франции. пер. с франц. /Балдассари Л., Бурдалю Л., Бутье Ж. и др. - М.: АНОР, 1994. - 130 с.
Рише К. Экономика предприятия. Пер. с фран. / К.Рише. - М.: Аристей, 1995. - 150 с.
Словарь-справочник по рыночной экономике /сост. Дашков Л.П. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1992 - 42 с.
Фишер С. Экономика: учебник / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. - М.: Дело, 1993. - 899 с.
Хизрич Р. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха / Р.Хизрич, М.Питерс. – Вып. 2. - Создание и развитие нового предприятия. - М.: Прогресс, 1992. - 252 с.
Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие. пер. с англ. / А.Хоскинг. - М.: Международные отношения, 1993 - 352 с.
Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. / Г. Шмален. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 407 с.
Экономика и статистика фирм: учебник. /Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. и др. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 288 с.
Экономика предприятия: учебное пособие. / под ред. Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 184 с.
Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / под ред. Градова А.П. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 410 с.
Ярин Т.А. Экономика предприятия (частного): учебник / Т.А Ярин., Г.А.Ярина. - Екатеринбург, УрГЭУ, 1997. - 479 с.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него