logo
Экономика фирмы УМК

Основные способы сокращения издержек

Первый способ - экономия на масштабах выпуска товаров. Иначе его называют «нарастающей отдачей от масштабов».

Такого рода экономия образуется за счет ряда факторов. Один из них - специализация труда, который по мере роста Q становится более производительным. При этом, как уже отмечалось, происходит сокращение постоянных (фиксированных) издержек в расчете на единицу товара.

Когда экономия на масштабах не соответствует росту производства, а кривая средних издержек принимает горизонтальный вид, предприятие достигает своего эффективного размера или «масштаба минимальной эффективности». Это его наименьший размер, позволяющий оптимально использовать свои ресурсы.

Второй способ сокращения издержек - обучение. Он связан с приобретением опыта при выпуске нового товара. Вначале работники мало знакомы с его производством. Соответственно, и издержки являются высокими. Затем, по мере обучения, они снижаются (рис.51).

Рис.52. Различные формы кривой обучения: А, В и С

Кривая обучения, в зависимости от характера навыков и знаний рабочей силы, может принимать различные формы. Это может быть связано с внезапным падением издержек с последующей их стабилизацией (кривая А), медленным (но неуклонным) их снижением (кривая В), заметным (особенно на начальном этапе) снижением (кривая С).

Такого рода динамика издержек дает преимущество при первом выходе на рынок с новым товаром. Если, например, предприятие достигает точки Q2, а конкуренты все еще находятся в точке Q1, то экономия составляет величину И. Это преимущество по издержкам способствует росту прибыли. Предприятие, способное регулярно вводить новые товары, может долго сохранять свое преимущество в издержках перед конкурентами.

Третий способ сокращения издержек - внедрение новых способов производства, основанных на технологических инновациях. В данном случае речь может идти об автоматизации (роботизации) выпуска товаров, интеграции производства. Последняя связана с применением информационных технологий, охватывающих не только разработку товаров, но также планирование и контроль их выпуска (а следовательно оперативное исправление ошибок и реакция на пожелания потребителей).