logo
Экономика фирмы УМК

Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии

Стратегия это генеральный план или программа развития предприятия, осуществляемая его руководством. Важной составной частью развития является рост предприятия, повышение его размеров и числа объектов (подразделений). Однако ограничение роста не означает отсутствия развития. Другой его составной частью является рост качественных параметров хозяйственной деятельности.

Рис.62. Схема стратегического планирования на предприятии

Обеспечение того и (или) другого призвано обеспечить стратегическое планирование (рис.63). Ответственность за его реализацию прежде всего лежит на организации и персонале.

Рост предприятия является следствием нескольких факторов. Увеличиваясь в размерах, оно осуществляет экономию на масштабах, может лучше регулировать цены, легче использовать выгоду от специализации работы и оборудования. При больших размерах легче брать ссуды в банках в больших количествах и под более выгодные проценты, легче прибегать к альтернативным источникам финансирования (выпуск облигаций). Своим поставщикам большое предприятие может диктовать более выгодные цены, снижая тем самым себестоимость продукции. Ему легче привлекать более квалифицированный персонал, предложив лучшую оплату труда.

На рынке большие размеры позволяют контролировать или задерживать появление конкурентов при помощи активной ценовой политики и рекламы. Крупное предприятие обладает значительными преимуществами в области исследовательской деятельности. Оно способно финансировать инновации, что позволяет ему воспользоваться стратегическим преимуществом над своими конкурентами.

Предприятие вырабатывает свою стратегию, чтобы выжить в конкурентной борьбе и расширить свою долю рынка. Это своего рода меры, которые (опираясь на исходный диагноз) должны привести его из данной ситуации к поставленной цели. Таким образом, стратегия предприятия требует изучения его сильных и слабых сторон в отношении как рынка, так и продукции. Компания ведет этот анализ с учетом своей среды, поведения имеющихся (или готовящихся выйти на рынок) структур, их ценообразования, диверсификации продукции, инвестирования для получения преимуществ перед конкурентами. Затем она отбирает мероприятия, соединяя имеющиеся средства с целями, которые она стремится осуществить.

При этом больший упор делается на факторы, определяющие поведение предприятий: анализ структуры рынка, характер среды, состояние конкуренции по всем параметрам, которые должно учитывать предприятие и которые ложатся в основу его стратегии. После этого рассматриваются механизмы, имеющиеся у компании для обоснования стратегии, в частности, изучается цикл жизни ее товара и пакет видов ее деятельности.

Воздействие среды и уровень технических знаний подталкивают компанию к инновациям, то есть выпуску на рынок новых товаров или методов производства. Способность предприятия к нововведениям является базовым элементом стратегии, а его умение удовлетворить существующие потребности или породить новые позволяет сохранить стратегическое преимущество.