logo
Экономика фирмы УМК

Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект

Наделенная правом юридического лица, фирма по отношению к входящим в ее состав производственно-коммерческим единицам является органом хозяйственного управления. Она выступает как хозяйствующий субъект (ХС) на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, определяет направления научно технического прогресса.

Внутренняя среда фирмы - это люди, средства производства, информация, деньги. Результатом взаимодействия этих компонентов внутренней среды является готовая продукция (товары или услуги).

Внешняя среда - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и живущее поблизости от места расположения фирмы население.

Фирма - это коммерческая организация, одной из целей которой является достижение высокой рентабельности капитала. Это может быть например, акционерное общество. Юридическим лицом может быть и некоммерческая организация (ассоциация, фонд, союз).

Юридическое лицо (в том числе и фирма) подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Наименование фирмы включается в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Фирма, как юридическое лицо, может быть реорганизовано или ликвидировано.

Миссия фирмы - это сама идея существования хозяйствующего субъекта для общества, его необходимость и целесообразность. В то же время миссия формирует саму суть экономической деятельности ХС. Она дает самые общие понятия о том, к какой отрасли принадлежит ХС, о сфере его экономических интересов, перспективах.

На основе миссии устанавливается главная цель ХС. Она определяется также субъективными требованиями высшего руководства ХС, т.е. она выражает реальную деятельность ХС во времени и в пространстве. Она же формирует и определяет средства, при помощи которых ХС должен осуществлять свою миссию. Эти средства выражаются в задачах (к ним можно отнести, например, планы ХС). При этом важно, чтобы они были достижимыми. Это требование имеет психологическую основу, связанную с желанием сотрудников их выполнять и эффективно работать.