logo
Экономика фирмы УМК

Функция маркетинга предприятия

Маркетинг - это такая организация управления предприятием, при которой в основе принятия хозяйственных решений лежат не только возможности производства, а требования рынка, существующие и потенциальные запросы потребителей. «Предприятия не применяющие маркетинг в своей деятельности, подобны участникам вооруженной схватки, выступающим с дубиной против людей, вооруженных автоматическим оружием. Исход такой схватки предрешен заранее» /8/.

В общем виде функция маркетинга заключается в согласовании возможностей предприятия и запросов потребителей.

Содержание маркетинга в данном случае заключается в выборе сегментов рынка, определении необходимого качества выпускаемой продукции, ее марки, упаковки, цены, рекламе, стимулировании торговли и потребностей. Особую значимость имеет выявление главных факторов, способствующих успешному завоеванию ранка.

Во-первых, это внутренние факторы (финансовые ресурсы, кадры, поставщики, поставленные цели и задачи). Во-вторых, это внешние факторы (экономика, демография, культура, технология, спрос, законы, конкуренты, сырье и материалы). Особенностью первых является то, что они поддаются воздействию (контролю). Вторые же, наоборот, нельзя изменить. Но их можно учитывать (с пользой для своего дела). Многие фирмы имеют отделы маркетинга, которые определяют направления деятельности, цели каждому подразделению, альтернативные действия и комбинации, разделяют ресурсы разрабатывают прогноз прибылей и убытков. Эти отделы должны обязательно давать вышестоящему руководству ответы на следующие вопросы:

Каковы сильные и слабые стороны основных конкурентов?

Каковы их планы в отношении сегментации рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж?

Какие действия можно ожидать с их стороны, связанные с конкурентной борьбой?

В экономике известно понятие: система маркетинг-микс (или, иначе, комплексия маркетинга, использование которого позволяет фирме наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков.

Данная система по своему содержанию представляет собой несколько важных маркетинговых переменных, сочетание которых позволяет получить необходимый результат.

Эволюция концепции маркетинга-микс может быть представлена двумя этапами. Во-первых, речь идет о классических (ЧР) элементах маркетинга-микс: ценообразование, продвижение, товар-услуги и место продаж - дистрибьюция. Во-вторых, к ним добавляются еще два элемента: общественное мнение и прецеденты которые включают в себя политические, правовые, социальные и коммерческие решения, находящиеся вне контроля менеджмента компании. В итоге получается система из шести элементов (система «6Р» маркетинга-микс).