4. Структуризация рынка услуг.
Особенность экономического развития Украины наложили свой отпечаток на структуризацию рынка услуг. В прошлом веке в Украине, как и в других постсоветских странах активно развивались процессы урбанизации населения. Если в начале ХХ века городское население составляло 10%, то в конце века городское население уже составляло 68 %. Характер расположения населения определяет и специфику территориального рынка услуг. В экономической литературе теоретически обоснован компактный и дисперсионный тип расселения, в соответствие с которым и проводится классификация рынка услуг на компактный и дисперсионный. Компактный тип расселения представляет собой густые сети размещения, соединяющиеся между собой единой энергетической системой, производственной и непроизводственной инфраструктурой, транспортной связью и так далее. К компактному расселению необходимо отнести города. Дисперсионное расселение характеризуется наличием небольших поселений, отдаленных на расстоянии друг от друга и делающих невозможным функционирование единой инфраструктуры. Каждому типу расселения свойственен и соответствующий тип рынка услуг. Предоставление услуг на компактном рынке неоднородно как по масштабам, так и по структуре. Это зависит от следующих факторов.
Во-первых, от уровня платежеспособности населения в том или ином регионе. Так, например, в Лондоне, Москве или Киеве население получает разные доходы, поэтому и потребность в получение разных видов и объемов услуг будет неодинаковая. Аналогичное сравнение можно осуществить относительно городов Украины, в результате чего мы получим разный уровень платежеспособности рядового гражданина.
Во-вторых, особое значение для компактного рынка услуг имеет временная концентрация жителей в отдельных местах. Так, например, в летний сезон значительная часть населения сосредоточивается на Юге Украины, соответственно этому и резко растут объемы услуг. А если взять города-столицы стран, где сосредоточивается культурная и экономическая деятельность, объем ежедневной текучести населения может составлять до 50% постоянных жителей этих городов, поэтому и потребности в услугах может колебаться в зависимости от изменения отмеченного фактора.
В-третьих, резкое изменение экономического курса страны заострило неравенство ресурсного потенциала регионов, которое во многом определяется существенными отличиями их социально-экономического развития. Это требует решения многих проблем, особенно в сфере межбюджетных отношений: государственного бюджета и местных бюджетов.
В-четвертых, система социальных стандартов по предоставлению услуг включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными (охраны здоровья, учебного образования и тому подобное), жилищно-бытовыми и другими услугами. С использованием этих показателей складывается минимальный потребительский бюджет для населения.
К основным тенденциям, которые наметились в развитие сферы услуг, необходимо отнести следующие основные изменения. Во-первых, происходит сокращение финансирования общественных услуг, в частности социальных и научных. При этом наблюдается опасный разрыв в их финансирование относительно развитых стран и резкое абсолютное сокращение. Во-вторых, изменяется структура спроса населения на платные услуги за счет увеличения части жилищно-коммунальных и сокращение транспортных, санаторно-курортных и оздоровительных услуг. В-третьих, изменяются акценты в финансирование услуг в медицине и образование, все больший удельный вес приобретает частная форма оплаты за предоставленные услуги. В-четвертых, в связи с падением объемов материального производства, уменьшением занятости населения и полученных доходов уменьшается спрос, который ведет к катастрофически быстрому снижению объемов услуг. В-пятых, увеличивается разрыв между платежеспособным спросом и производственными мощностями сферы услуг. В-шестых, быстрыми темпами растет региональная дифференциация в объемах и структуре предоставленных услуг, которая приходится на одного жителя.
Итак, можно отметить, что, во-первых, в экономике Украины остается проблема неудовлетворенного спроса на услуги, в результате чего рынок еще не стал движущим рычагом стимулирования роста объемов услуг. Рынок услуг характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны растет число занятых в сфере услуг, с другой стороны – объемы услуг в натуральных показателях снижаются. Во-вторых, первоочередность приватизации предприятий сферы услуг, отделили их воссоздание от функционирования других отраслей народного хозяйства, тем самым, создав диспропорции. В-третьих, снижение объемов предоставления услуг связано с подорожанием их и снижением платежеспособности населения. В-четвертых, сокращение доступности услуг обусловлено социальным расслоением населения, дифференциацией принципов платности и снижения роли государства в финансирование таких общественно значимых услуг, как образование, здравоохранение, помощь малообеспеченному населению и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование рыночных отношений в сфере услуг, радикальным образом структурирует ее по видам деятельности, затратам и ценой в соответствии с взаимодействием спроса и предложения, и учитывает специфику каждой отдельной услуги по месторасположению производства услуг.
Вопросы для самоконтроля
1. На какие группы делятся услуги по социально-экономическому характеру и значению потребности? Приведите примеры.
2. Рассмотрите услуги с точки зрения расходов при их получении.
3. Рассмотрите структуру и состав сферы услуг.
4. Охарактеризуйте изменения, которые происходят в настоящее время в структуре производителей услуг по формам собственности и сделайте вывод.
5. Классификация сферы услуг.
6. Факторы, влияющие на предоставление услуг на компактном рынке по масштабам и структуре.
7. Противоречивые тенденции развития сферы услуг.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.