logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

1. Государственного регулирования как экономическая категория.

Государственное регулирование – экономическая категория, которая определяет технико-экономическую, организационно-экономическую и социально-экономическую сущность, и способы активного влияния государства на развитие экономики вообще, и поддержка стабильности, пропорциональности и динамического развития в частности. Это “совокупность форм и методов целеустремленного влияния государственных учреждений и организаций на развитие общественного производства (в т.ч. производительных сил и производственных отношений) для его стабилизации и приспособления к условиям, которые изменяются”. Кроме этого определения, под государственным регулированием экономики также понимают “влияние государства на воспроизводственные процессы в экономике для достижения целей экономической политики”. Можно продолжать цитирование определений государственного регулирования рыночной экономики, сущность которых почти идентична. Поэтому можно сделать вывод, что государственное регулирование рыночной экономики является составным элементом механизма его функционирования, который выражает формы участия государства в экономической жизни страны посредством методов и рычагов влияния на социально-экономические процессы, которые обеспечивают рыночную эффективность и справедливость.

Впервые в истории экономической мысли необходимость государственного регулирования рыночной экономики признали Дж. М.Кейнс и первые лауреаты Нобелевской премии в экономике: голландец Ян Тинберген и норвежец Рагнар Фриш. Я.Тинберген разработал концепцию экономической политики, которая в дальнейшем была отнесена к нормативным дисциплинам экономической теории. По его мнению, государственное регулирование - это система действий правительства, которая должна включать выбор конечной цели политики, исходя из максимизации функций общественного благосостояния. Учение о государстве общего благосостояния, которое базируется на теории экономики благосостояния, предусматривает анализ взаимодействия экономического, политического и социального аспектов общественной деятельности и использования государственной политики в отмеченных сферах.

Государственное регулирование экономикой охватывает все стороны общества. Основными сферами государственного регулирования рыночной экономики является: конкурентная рыночная среда; экономические циклы; кризисы на микроэкономическом уровне; малообеспеченные и социально незащищенные группы населения.

Влияние государства на развитие рынка услуг осуществляется непосредственно через первые три сферы государственного регулирования. Защита малообеспеченной части населения опосредствовано влияет на рынок услуг через увеличение платежеспособности населения.

Не может быть создана эффективная рыночная экономика без регулирующей роли государства. Это относится в первую очередь к странам, где происходят трансформационные процессы перехода от административно-командной экономики к рыночной, а точнее к использованию элементов рыночного механизма. Опыт последнего десятилетия Украины показал, что полный отказ от регулирования государством социально-экономического развития, предоставления стихии рынка полной свободы привели к глубокому кризису, к стагнации экономики, которое сопровождалось и сопровождается большими социальными потерями и вывозом природных, финансовых и трудовых ресурсов за границу.

Рынок и государственное регулирование - это две составляющие, необходимые для стойкого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них - это, как остроумно высказались П.  Самуельсон и В. Нордхауз, все равно, что аплодировать одной рукой. Ссылаясь на великого английского писателя Б.Шоу, К.  Макконнелл и С.  Брю отмечают, что страна, которая « расходует деньги на шампанское, когда она еще не обеспечила молоком своих детей, — это плохо управляемая, глупая страна». К базовым основам, которые определяют уровень государственного вмешательства в экономику, принадлежат: экономический порядок и уровень развития рыночной инфраструктуры, соотношение форм собственности и их удельный вес, целевая направленность ведения хозяйства и социальная политика, экономическая культура и ментальность, открытость экономики и ее интегрированность в международную экономику и т.д. Можно констатировать наличие американской (либеральной), немецкой (неолиберальной), европейской, шведской, японской моделей ведения хозяйства и т.п. Отдельный блок моделей государственного регулирования формируют страны с переходной экономикой.

В современном обществе кроме рыночных инструментов активную роль в экономике выполняют государство, информация, монополизация, институционные факторы и укрепление позиций неформальной экономики.

Во второй половине ХХ века западная экономическая наука использовала идеи государственного регулирования для предоставления стабильности развития своих экономик. Социальные реформы Маргарет Тетчер в конце 80-х годов в Великой Британии являются примером последующей разработки методов государственного регулирования экономики, когда функции государства заметно были модифицированы “за счет копирования государственным сектором рыночных подходов”. Речь идет о реформах в службе здравоохранения и среднего образования, где медицинские учреждения и школы были преобразованы в самоуправляющиеся организации, которые конкурируют между собой за получение контрактов. Клиент, который получил от государства ваучер на лечебные или просветительские услуги, сам имеет возможность определять учреждение, тем самым, создавая между ними конкуренцию. Этим самым в государственном секторе медицинских и просветительских услуг создается конкурентный порядок.

Если проанализировать динамику расходов бюджета Украины на содержание видов сферы услуг, которые имеют важное экономическое и социальное значение для экономики Украины (табл. 1), то можно сделать следующие выводы.

Во-первых, наблюдается общая тенденция снижения части расходов государства на развитие промышленности, энергетики, строительства (с 10,7 % в 2003 г. до 7,1 % в 2005 г.), что вполне естественно для трансформационной экономики, когда деятельность предприятий переводится на рыночные основы (самофинансирование и конкурентоспособность).

Таблица 3.1.

Динамика структуры расходов бюджета на развитие сферы услуг, %

2003

2004

2005

Всего расходов

100

100

100

Промышленность, энергетика и строительство

10,7

9,9

7,1

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота

1,9

1,5

1,8

Сфера услуг

52,0

47,8

45,8

в том числе

Социально-культурные мероприятия

42,0

38,6

39,6

в том числе

образование

14,6

13,6

14,7

охрана здоровья

11,6

10,9

10,2

социальная защита и социальное обеспечение

13,5

11,9

12,4

культура и искусство

1,2

1,2

1,3

средства массовой информации

0,5

0,5

0,4

физическая культура и спорт

0,4

0,6

0,5

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика

5,6

5,8

3,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

4,5

3,3

2,3

Другие

35,4

40,8

45,3



Во-вторых, достаточно неблагоприятной иметься ситуация с государственным финансированием социальной сферы. Так, часть расходов государства на здравоохранение снизилось с 11,6 % в 2003 г. до 10,1 % в 2005 г., а часть расходов на социальное страхование и социальное обеспечение уменьшилась соответственно с 13,5 % до 12,4 %.

Механизм государственного регулирования влияет на размеры государственного сектора, на его соотношение с другими секторами экономики. Там, где рынок не в состоянии обеспечить оптимального распределения ресурсов, рыночное саморегулирование должно быть дополнено разными формами государственного регулирования, и наоборот, неэффективность форм государственного регулирования, нуждается в использование более гибких форм государственного регулирования.

Государство - это часть общества, которая владеет властью, силой и авторитетом, необходимым для распределения ресурсов и средств, что поддерживают социальную систему. Специфика социально-экономического и политического положения в Украине такая, что одновременно происходит становление государственности и реформирование экономической системы. Поэтому отсутствие постоянных и развитых институтов государственности замедляет и деформирует процессы приватизации как главного элемента реформирования экономики и распределения собственности. Отсутствие зрелых государственно-политических институтов, политической воли по реформированию экономической системы, а также низкий уровень знаний рыночной экономики привели общественную систему Украины к кризису. Национальная экономическая система Украины может развалиться, так и не достигнув своего зрелого состояния. Научная обоснованность и взвешенность в последовательности проведения реформ в Украине заключается в том, чтобы не разрушать старые институционные формы, а эволюционным путем внедрять новые формы, которые постепенно вытеснят старые как уже отжившие. В этом аспекте достаточно показательным является развитие малого предпринимательства в экономике Украины.