logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

4. Интернет-сервис в современном обществе.

Информационная революция ускорилась в связи с образованием Всемирной сети Интернет.

Всемирная сеть Интернет, помимо координации уже имеющихся коммуникаций и средств ведения бизнеса, предоставила широкий спектр новых инструментов для эффективной работы всех предприятий, всех видов производства и услуг, что позволяет сделать вывод о зарождении новой экономики — интернет-экономики.

Под интернет-экономикой понимают среду, в которой любая ком­пания, находящаяся в любой точке экономической системы, может контактировать легко и с минимальными затратами с любой компа­нией с целью совместной работы: торговли, обмена идеями и «ноу-хау».

Ядром информационной экономики является информационное производство, а одним из важнейших способов распространения ин­формации выступает Интернет — «кровеносная система» передачи данных. Интернет-экономика может рассматриваться как новый тип производства, в котором информация выступает основным связую­щим звеном между стадиями материального и нематериального про­изводства, производством и потреблением, главным фактором повы­шения производительности труда и экономического роста.

Развивается электронная коммерция такая форма бизнес-про­цесса, в которой взаимодействие между субъектами происходит с ис­пользованием интернет-технологий.

Информационные технологии — это компьютеризированные спосо­бы выработки, хранения, передачи и использования информации в ви­де научных знаний и методов их применения.

Материальным воплощением информационных технологий являются, прежде всего, системы обработки информации (экономической, научно-технической, производственной, правовой, управленческой и т. п.), что и предопределяет развитие информационного сервиса.

Использование новых технологий приводит к большей эффек­тивности использования ресурсов и повышению производительно­сти, а, следовательно, к увеличению прибыльности фирмы. Интер­нет-экономика дает возможность более своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка и поведении партнеров и конкурен­тов. Предприятие способно обслуживать клиентов круглосуточно и в любой, даже самой удаленной от офиса фирмы, точке мира. Новые возможности снижают время с момента заказа до момента отправки продукции заказчику. Новые технологии позволяют до начала про­изводственного процесса ответить на основные вопросы: что, как, для кого, когда производить — и сокращать трансакционные издержки.

Глобальная сеть Интернет является средством получения спра­вочной и сравнительной информации для оптимизации работы пред­приятия и минимизации издержек, а для потребителей является ис­точником полного перечня характеристик интересующего их товара или услуги.

Не менее важен поиск через Интернет наиболее выгодных постав­щиков, заказчиков, заключение контрактов и контроль над их испол­нением, создание виртуальных (не зарегистрированных в качестве юридического лица) компаний по производству конечного продукта на основе кооперирования и специализации.

С помощью Сети передаются и контролируются инженерные спецификации, конвертируются валюты, снижаются командировочные и другие трансакционные расходы, создается система широкополос­ного доступа в Интернет в Европе. Снижение местных телефонных тарифов позволит сделать ее самой дешевой в мире. Для поддержа­ния режима конкуренции каждый участник формирует особый па­кет заявок, при этом он не может проникнуть в чужие пакеты, чтобы узнать о ценах, условиях контрактов и т. д.

Безусловным преимуществом использования сети Интернет яв­ляется возможность устранения числа посредников на пути товара к потребителю.

Удовлетворение потребностей человека, начиная с определенного исторического периода, потребовало совместного труда индивидов сообщества, что определило необходимость становления общинного образа экономической жизнедеятельности. Обмен информацией при такой экономической модели производился непосредственно между ее членами, без каких-либо переносчиков информации. Задачи, вста­вавшие в те времена, не требовали сложного взаимодействия между различными звеньями (агентами) производственной цепи, а ойкуме­на (от греч. оі коитепе — территория земли, постоянно заселенная человеком), обжитая данной общиной, была небольшой. Основным положительным моментом такой структуры было существование дли­тельных связей между ее агентами, а отрицательным — тот факт, что новые технологии производственного процесса требовали большей разобщенности производственных звеньев, а общинная форма взаи­модействия не способна обеспечить эффективное обслуживание сис­темы разделения труда.

Более совершенной системой управления возрастающим потоком информации между агентами экономической формации стала иерар­хическая модель, которая позволила управлять процессом производ­ства на больших территориях с вовлечением в него большего числа индивидов. В ее структуре заложен приоритет выборочного и зачастую одностороннего механизма коммуникаций, что исключает большое число взаимно пересекающихся связей, необходимых в об­щинной формации для качественного обмена информацией. Иерар­хическая цепочка включает в себя информационный поток сверху вниз, что позволяет разгрузить ин­формационные каналы, так как обратный, восходящий поток инфор­мации не нужен. Скромные требования к объему информации и цепная система ее передачи позволяют регулировать деятельность большего количества человек на более крупных территориях. В ситуации, ко­гда обжитая для человеческой деятельности ойкумена включена в рамки одной структуры (государства, предприятия), эта модель яв­ляется наиболее эффективной. Постепенно территории, вовлеченные в производственный про­цесс, становятся соразмерными с планетарными, а значит, иерархи­ческая система перестает быть экономически эффективной. Линейный характер передачи информации и отсутствие методов обрат­ной связи на больших расстояниях приводит к устареванию информа­ции к моменту ее доставки до конечного потребителя. Эту проблему помогает решить индустриальная форма взаимодействия, где инфор­мация между агентами распространяется в виде ценовых сигналов, а рыночная система обеспечивает почти прямую передачу ее от одного участника структуры к другому. Таким образом, радиус экономиче­ского пространства увеличивается, но возникает проблема отыска­ния нужной информации, а, следовательно, снижается эффективность взаимодействия агентов экономической формации и возникает неиз­бежная зависимость ее участников от каналов коммуникационных контактов.

Итак, экономическое взаимодействие агентов формаций можно структурировать по классификатору «объем информации — расстоя­ние передачи»:

- общинный образ хозяйствования характеризуется большим объемом информации и тесным взаимодействием ее составляющих при ми­нимальном радиусе пространства проницаемости информации;

- иерархический образ хозяйствования характеризуется небольшим объемом информации и слабыми средними показателями интен­сивности связей, но большими расстояниями информационного охвата;

- индустриальный образ хозяйствования — минимумом возможно­го количества информации и максимальной (планетарной) зоной информационного взаимодействия.

С развитием средств обмена информации происходит расшире­ние границ зон, где могут применяться общинные и/или иерархиче­ские формы управления экономическим процессом. Сейчас техноло­гии передачи информации уже достигли критической точки, когда зоны информационного охвата индустриальной, иерархической и об­щинной формаций становятся равными и главенствует уже не прин­цип количества привлеченных агентов и быстрота их координации (она стала близкой к мгновенной), а эффективность их взаимодейст­вия.