2. Взаимосвязь внутренних переменных.
Прежде чем определить миссию непроизводственной сферы, сервисных систем и сервисных организаций, сравним три разных подхода к характеристике внутренней среды организаций.
Взаимосвязь внутренних переменных М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури изображают таким образом (рис. 6.1.)
Рис. 6.1 Взаимосвязь внутренних переменных.
Руководство разрабатывает цели (в ходе планирования) и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее оговоренные сроки.
Технология – способ преобразования ресурсов в желаемые услуги.
Люди – это персонал, личный состав сервисной организации.
В «центр» внутренней среды любой организации Т.Питерс и Р.Уотерсом в своей книге «В поисках эффективного управления» поставили зависимую переменную «сумма навыков». Идея «счастливый атом» - состоит в том, что любая организация как целое обладает определенными навыками в какой-то области (сервиса, к примеру), а обеспечивают сумму навыков шесть других элементов (рис. 6.2.):
Рис. 6.2 7-С
Структура: организационная схема, описание работ и т.п. Линии субординации: кто кому подчинен, как распределяются и интегрируются задачи.
Системы: формальные и неформальные процедуры и потоки в организации. Как осуществляется повседневная работа. Все, что обслуживающие системы поставляют производственным. Системы учета, контроля качества, оценки результатов и т.д.
Символика поведения: «стиль»; координата внимания; ощутимые проявления того, что руководители считают важным, особенно в сфере невербальных коммуникаций; как руководители расходуют свое время, за какие результаты они вознаграждают, какие средства избирают в кризисных ситуациях.
Состав: люди в организации, их демографические характеристики, их опыт, образование и подготовка, соответствие рабочих мест умениям тех людей, которые их заполняют.
Совместные ценности: за что стоит сервисная компания – провозглашает и применяет на практике хорошее и плохое; чем гордиться или хотела бы гордиться компания; совместная (разделяемые персоналом) ценности стоят выше, чем поставленные цели, но могут и включать их; хорошим индикатором системы ценностей служит поведение компании в трудные времена.
Стратегия: строго говоря, это план распределения ресурсов и достижения успеха в конкуренции.
Группа Р. Нормана, используя, на наш взгляд, предыдущие подходы, предлагает свою «концептуальную сервисную систему», как бы апробируя идеи общего менеджмента о внутренней среде организации на сервисном секторе экономики (рис. 6.3.)
Сегмент рынка здесь – определенный тип клиентов, для которых создается сервисная система.
Сервисная концепция – услуги, выгоды, предлагаемые клиенту; включает очень сложный набор ценностей, который часто сложно проанализировать. Некоторые из услуг (выгод, преимуществ) носят физический характер, некоторые психологический или эмоциональный.
Рис. 6.3 Концептуальная сервисная система.
Часть из них становятся более важными и могут быть названы центральными услугами, тогда остальные, связанные с центральной услугой, станут периферийными. Не все характеристики услуг, даже важных, могут быть измерены и специфицированы.
Система доставки сервиса – эквивалент операционных и распределительных систем в производственных организациях, но часто отличимый по характеру. В этой системе вычленяется три компонента.
Персонал. Сервисные организации обычно личностью интенсивны и преуспевающие из них смогли найти, развить и сфокусировать человеческие ресурсы.
Клиент. В сервисной организации не только получает и потребляет услугу, но служит также компонентом в ее «производстве» и доставке. В сервисном бизнесе клиенты должны быть «отобраны» и ими нужно умело управлять.
Технология и физическая поддержка (оборудование).
Роль этого фактора значительно не отличается от его роли в производственных компаниях. Хотя большинство услуг личностно-интенсивны, они зачастую требуют большого вложения средств или большого количества оборудования. Влияние новой технологии, особенно информационной, на услуги будет неограниченным. Этот подход рассматривает технологию и оборудование в свете одной особой характеристики услуги, услуги как социального воздействия. И физические инструменты (оборудование) – от компьютеризованных систем бронирования билетов на авиалиниях до оформления столиков в ресторанах являются критическими (решающими) в социальном воздействии потребителя и сервисной организации.
Имидж. Относится к информации (инструмент информации). Как бы менеджмент не влиял на персонал и клиентов, не менее важно влияние на любого, кто своими действиями и восприятием обеспечивает продвижение компании на рынок. Долговременный имидж – зависит в основном от того, чем компания действительно обеспечивает клиентов и кто ее настоящий потребитель. Краткосрочный имидж, – хотя и выходящий из реальности, может быть использован как инструмент создания новой реальности.
Культура и философия. Раз были созданы сервисная концепция и система доставки сервиса, ни какой другой компонент не является столь решающим в долговременной эффективности сервисной организации. Культура и философия формируют и обновляют (омолаживают) в обществе каждую ценность, системы ценностей, без учета чего в сервисной компетенции и других компонентах сервисной системы, компания не станет процветающей.
Эти пять компонентов, по Р. Норману, и составляют систему сервисного менеджмента, а точнее сервисную систему, которая благодаря менеджменту может действовать или в режиме функционирования или в режиме развития.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.