3. Система внутрифирменного планирования
Система внутрифирменного планирования включает комплекс планов (производственные, финансовые, капитальных вложений, сбыта, НИОКР, организационного развития и т. д.), составленных с учетом стратегии и целей фирмы, ее производственного профиля и специфики деятельности на рынке. Основу внутрифирменного планирования составляют следующие подходы: всестороннее отражение в планах всех взаимосвязей между производственной, сбытовой и обслуживающей деятельностью фирмы; иерархия планов от стратегических до индивидуальных; последовательное прохождение плановой документации и многоступенчатость процесса планирования — от руководства фирмой до рабочего места и обратно.
Следует иметь в виду, что универсального, пригодного для всех предприятий механизма внутрифирменного планирования не может существовать в силу различия их размеров, отраслевой принадлежности, организации системы управления, внешнего окружения, форм собственности. Поэтому внутрифирменное планирование, прежде всего, должно учитывать особенности предприятия. Эффективность планирования зависит от: своевременного получения и учета данных об основных общеэкономических и рыночных условиях; влияния на рынок самой фирмы и ее конкурентов; прошлых продаж и прибылей; определения оптимальной товарной структуры производства в каждый момент времени с учетом последних достижений НТП; оперативного учета имеющихся ресурсов и возможностей гибкого маневрирования ими; установления контроля за выполнением планов и их корректировки в случае необходимости.
Опыт хозяйствования свидетельствует, что менеджеру постоянно приходится предсказывать, какими будут потребности его клиентов. Предсказать точно это чрезвычайно трудно, поэтому ему приходится направлять усилия на снижение степени риска. Точная информация относительно прошлого дает менеджеру основания для более точного предвидения будущего, поскольку планирование обычно основывается на прошлой деятельности. Говорят, что историк — это человек, который смотрит в заднее стекло окошка автомобиля, чтобы определить, куда он едет. Менеджер также должен в определенной мере обладать такой способностью. Информация о прошлом должна фиксироваться и анализироваться таким образом, чтобы ее можно было оптимально использовать для будущих планов. Широкое использование ЭВМ в бизнесе дает возможность сегодня производить анализ прошлой деятельности точно, подробно и быстро.
Однако электронно-вычислительная техника не всесильна. Несмотря на то, что она очень помогает в принятии решений, связанных с планированием, она не может осуществлять планирование, принимать решения о планировании. Это функция менеджера. Менеджерам известно, что составления одного плана, даже очень детального, и его точного исполнения бывает недостаточно. Иногда необходимо составить несколько различных планов; первый, — основывающийся на реальных условиях, другие — на случай, если эти условия изменятся.
Многие менеджеры, прочитав какую-либо книгу или прослушав выступление, принимают решение серьезно заняться планированием, а затем, обнаружив, что их тщательно разработанные планы нужно изменять из-за внешних обстоятельств, которые нельзя было точно предвидеть во время разработки планов, разочаровываются и возвращаются к прежней практике принятия любых решений, представляющихся целесообразными в данный момент. Характерно, что, чем ниже мы опускаемся по линии субординации, тем ближе к действительности и детальнее становится планирование. Так, скажем применительно к бизнесу, высококвалифицированный совет директоров фирмы может прогнозировать в ряде случаев потребности в персонале и подготовке кадров на многие годы вперед. В тоже время отдельные управленческие звенья не имеют часто возможности прогнозировать свои действия на длительный период хозяйствования. Например, директор-управляющий имеет детальные финансовые бюджеты на 2 года вперед, коммерческий директор планирует расширение сбыта на год вперед, а технический директор планирует производство на 6—12 месяцев вперед и обеспечивает наличие необходимых для этого материалов, оборудования и рабочей силы. Конечно, для различных отраслей эти сроки различны, но принцип остается тем же.
Функция менеджмента "планирование" отвечает на такие вопросы.
Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных областях хозяйственной деятельности, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Это нужно для того, чтобы определить, чего может реально добиться данная организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и препятствия окружающей организацию среды, (конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения), руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.
Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить, как в общих чертах, так и конкретно, что должен делать каждый член организации для реализации целей.
Планирование — один из способов, с помощью которого менеджеры формируют единое направление усилий трудового коллектива на достижение общих целей предпринимательской деятельности.
Традиционная система планирования ориентирована, как правило, на функционирование предприятия. В условиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды становится насущной потребностью переориентация планирования предприятия с функционирования на развитие.
Конечная цель планирования развития предприятия заключается в том, чтобы смоделировать (а затем обновлять в соответствии с изменяющимися условиями, возможностями, потребностями) желаемое будущее состояние предприятия, а также пути и средства его достижения (реализации).
При определении длительности планового периода в долгосрочном планировании следует учитывать два обстоятельства: а) план развития должен содержать достаточно серьезные цели и задачи, которые бы действительно отвечали перспективным целям и задачам (интересам) коллектива предприятия, могли бы его увлечь и воодушевить на труд; б) длительность должна быть достаточной для качественной, высокоэффективной подготовки и реализации плана.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.