4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
Поскольку в мире происходит переход к постиндустриальному этапу развития, сфера услуг является определяющим фактором экономического роста. В Украине в нынешний кризисный период развития особенно актуальным является вопрос нахождения структурных оптимальных соотношений в будущей модели экономики. Это, бесспорно связано с определением места и роли сферы услуг в условиях перестройки социально ориентированной рыночной экономики, поскольку именно она удовлетворяет те потребности в обществе, которые, собственно, определяют экономический рост, содействуют развитию предпринимательства и формированию в Украине среднего класса, который делает необратимыми экономические реформы. Средства, вложенные в сферу услуг, быстро возвращаются, поэтому нужно создать такую структуру экономики страны, которая могла бы как можно лучше использовать имеющийся производственный и трудовой потенциал государства. Сфера услуг при условиях оптимальной разветвленности и выбора приоритетных отраслей смогла бы стать тем звеном, эффективная работа которого дала бы толчок экономическому росту всей цепи производства и подъема национальной экономики.
Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине включает и предоставление кредитов. Порядок рассмотрения и предоставления кредитов из государственного внебюджетного фонда приватизации регламентирует соответствующее положение Фонда государственного имущества Украины «О порядке рассмотрения и предоставления кредитов из государственного внебюджетного фонда приватизации».
Следует признать, что имеющаяся послеприватизационная поддержка со стороны государства предприятий сферы услуг незначительна, что связано с депрессивным состоянием отечественной экономики, дефицитностью государственного бюджета, отсутствием свободных средств, низким уровнем прилива иностранных инвесторов. Проблемы предпринимательской деятельности приобретают особенный вес в послеприватизационный период. Сравнительный анализ прибыльности частного и государственного секторов в трансформационной экономике Украины позволил выявить, что в таких отраслях как оптовая и розничная торговля, транспорт, операции с недвижимостью экономическая деятельность в государственном секторе является убыточными, тогда как в частном секторе – прибыльной.
Главной причиной такого состояния является незавершенность приватизации в отмеченных отраслях сферы услуг и ошибочной идеологией приватизации, когда приватизации подлежали лишь государственные предприятия, которые приводились к банкротству. Кроме этих причин, еще иметься причины институционного характера, к которым следует отнести несогласованность органов государственного и муниципального управления, охоты за контрольным пакетом акций отмеченных предприятий и т.д.
Развитие рыночных отношений в сфере платных услуг, в основе которых лежит реформирование отношений собственности связано с ростом негосударственных форм ведения хозяйства, повышение роли малого и среднего бизнеса, который отличается маневренностью и адаптивностью к изменению структуры спроса. На государственный сектор сейчас приходится не более 40 % объемов услуг, а по таким видам как пассажирский транспорт 56 %, ЖКГ – 70 %, услуги заведений культуры - 60 %, связи – 37 %. Особенного внимания заслуживает рынок бытовых услуг, который имеет большое значение для развития человека.
Невзирая на сложные процессы в сфере услуг, анализ работы отрасли за последние 8 лет (1998-2006 г.) подтверждает, что эта сфера постепенно преодолевает кризис, а рост объемов услуг обеспечивается благодаря активному расширению платных услуг.
Сфера услуг на ближайшую перспективу получает новый импульс. Ввод налогового кодекса, преодоление бюрократизма в регистрации малых предприятий должно стать новым толчком к активизации сферы услуг в экономике. Для платных услуг такой целью является удовлетворение потребностей населения в конкретных услугах. При этом главным фактором, который определяет масштабы и направления развития сферы платного обслуживания населения иметься платежеспособный спрос населения. В условиях неограниченной свободы ценообразования и осуществления реформы в отраслях природной монополии, в ЖКГ, транспорте и связи при ограниченном росте доходов населения этот фактор необходимо учитывать при формирование объемов платных услуг.
Кроме того, при проработке прогноза рынка услуг необходимо также считаться со специфическими социально-экономическими факторами спроса населения в регионах (то есть в областях) на отдельные виды услуг. Так, рост доходов на зрелищные услуги определяется не только материальными возможностями, но и культурным и образовательным уровнем, возрастным цензом населения. Специфическим фактором, что влияет на расходы населения на жилищно-коммунальные услуги иметься средняя обеспеченность общей площадью. Потребность в бытовых услугах определяется и демографической структурой населения.
Анализ современного состояния рынка услуг в Украине дает основания охарактеризовать его таким, который нуждается в последующем развитие, привлечение инвестиций и реструктуризации, диверсификации структуры экспорта, совершенствование и расширение правового поля. Увеличение открытости рынка услуг для конкуренции со стороны иностранных поставщиков может иметь следствием в долгосрочной перспективе не только увеличение их части в предоставление услуг, но и динамический рост, и расширение объема предложения услуг на внутреннем рынке, их экспорта, и повышения конкурентоспособности местных поставщиков услуг. Развитие рынка услуг может дать дополнительный толчок общему развитию украинской экономики. Однако это в значительной мере зависит от государственной политики в этой отрасли, формированию соответствующей законодательной базы, а также созданию благоприятного инвестиционного режима.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные сферы государственного регулирования сферы услуг.
2. Рынок и государственное регулирование как две составляющие, необходимые для стойкого функционирования экономики.
3. Развитие малого предпринимательства в сфере услуг.
4. Инструменты влияния государства на рынок услуг.
5. Проанализируйте характерные черты малого бизнеса в сфере услуг в развитых странах.
6. Развитие рыночных отношений в сфере платных услуг.
7. Охарактеризуйте современное состояние рынка услуг в Украине.
8. Роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.