logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.

Поскольку в мире происходит переход к постиндустриальному этапу развития, сфера услуг является определяющим фактором экономического роста. В Украине в нынешний кризисный период развития особенно актуальным является вопрос нахождения структурных оптимальных соотношений в будущей модели экономики. Это, бесспорно связано с определением места и роли сферы услуг в условиях перестройки социально ориентированной рыночной экономики, поскольку именно она удовлетворяет те потребности в обществе, которые, собственно, определяют экономический рост, содействуют развитию предпринимательства и формированию в Украине среднего класса, который делает необратимыми экономические реформы. Средства, вложенные в сферу услуг, быстро возвращаются, поэтому нужно создать такую структуру экономики страны, которая могла бы как можно лучше использовать имеющийся производственный и трудовой потенциал государства. Сфера услуг при условиях оптимальной разветвленности и выбора приоритетных отраслей смогла бы стать тем звеном, эффективная работа которого дала бы толчок экономическому росту всей цепи производства и подъема национальной экономики.

Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине включает и предоставление кредитов. Порядок рассмотрения и предоставления кредитов из государственного внебюджетного фонда приватизации регламентирует соответствующее положение Фонда государственного имущества Украины «О порядке рассмотрения и предоставления кредитов из государственного внебюджетного фонда приватизации».

Следует признать, что имеющаяся послеприватизационная поддержка со стороны государства предприятий сферы услуг незначительна, что связано с депрессивным состоянием отечественной экономики, дефицитностью государственного бюджета, отсутствием свободных средств, низким уровнем прилива иностранных инвесторов. Проблемы предпринимательской деятельности приобретают особенный вес в послеприватизационный период. Сравнительный анализ прибыльности частного и государственного секторов в трансформационной экономике Украины позволил выявить, что в таких отраслях как оптовая и розничная торговля, транспорт, операции с недвижимостью экономическая деятельность в государственном секторе является убыточными, тогда как в частном секторе – прибыльной.

Главной причиной такого состояния является незавершенность приватизации в отмеченных отраслях сферы услуг и ошибочной идеологией приватизации, когда приватизации подлежали лишь государственные предприятия, которые приводились к банкротству. Кроме этих причин, еще иметься причины институционного характера, к которым следует отнести несогласованность органов государственного и муниципального управления, охоты за контрольным пакетом акций отмеченных предприятий и т.д.

Развитие рыночных отношений в сфере платных услуг, в основе которых лежит реформирование отношений собственности связано с ростом негосударственных форм ведения хозяйства, повышение роли малого и среднего бизнеса, который отличается маневренностью и адаптивностью к изменению структуры спроса. На государственный сектор сейчас приходится не более 40 % объемов услуг, а по таким видам как пассажирский транспорт 56 %, ЖКГ – 70 %, услуги заведений культуры - 60 %, связи – 37 %. Особенного внимания заслуживает рынок бытовых услуг, который имеет большое значение для развития человека.

Невзирая на сложные процессы в сфере услуг, анализ работы отрасли за последние 8 лет (1998-2006 г.) подтверждает, что эта сфера постепенно преодолевает кризис, а рост объемов услуг обеспечивается благодаря активному расширению платных услуг.

Сфера услуг на ближайшую перспективу получает новый импульс. Ввод налогового кодекса, преодоление бюрократизма в регистрации малых предприятий должно стать новым толчком к активизации сферы услуг в экономике. Для платных услуг такой целью является удовлетворение потребностей населения в конкретных услугах. При этом главным фактором, который определяет масштабы и направления развития сферы платного обслуживания населения иметься платежеспособный спрос населения. В условиях неограниченной свободы ценообразования и осуществления реформы в отраслях природной монополии, в ЖКГ, транспорте и связи при ограниченном росте доходов населения этот фактор необходимо учитывать при формирование объемов платных услуг.

Кроме того, при проработке прогноза рынка услуг необходимо также считаться со специфическими социально-экономическими факторами спроса населения в регионах (то есть в областях) на отдельные виды услуг. Так, рост доходов на зрелищные услуги определяется не только материальными возможностями, но и культурным и образовательным уровнем, возрастным цензом населения. Специфическим фактором, что влияет на расходы населения на жилищно-коммунальные услуги иметься средняя обеспеченность общей площадью. Потребность в бытовых услугах определяется и демографической структурой населения.

Анализ современного состояния рынка услуг в Украине дает основания охарактеризовать его таким, который нуждается в последующем развитие, привлечение инвестиций и реструктуризации, диверсификации структуры экспорта, совершенствование и расширение правового поля. Увеличение открытости рынка услуг для конкуренции со стороны иностранных поставщиков может иметь следствием в долгосрочной перспективе не только увеличение их части в предоставление услуг, но и динамический рост, и расширение объема предложения услуг на внутреннем рынке, их экспорта, и повышения конкурентоспособности местных поставщиков услуг. Развитие рынка услуг может дать дополнительный толчок общему развитию украинской экономики. Однако это в значительной мере зависит от государственной политики в этой отрасли, формированию соответствующей законодательной базы, а также созданию благоприятного инвестиционного режима.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные сферы государственного регулирования сферы услуг.

2. Рынок и государственное регулирование как две составляющие, необходимые для стойкого функционирования экономики.

3. Развитие малого предпринимательства в сфере услуг.

4. Инструменты влияния государства на рынок услуг.

5. Проанализируйте характерные черты малого бизнеса в сфере услуг в развитых странах.

6. Развитие рыночных отношений в сфере платных услуг.

7. Охарактеризуйте современное состояние рынка услуг в Украине.

8. Роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.