logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

1. Теоретическое объяснение роста услуг.

Многие годы экономисты изучают причины роста услуг. Первый вклад в этом направлении сделал А.Г.Б. Фишер (A.G.B. Fisher), который предоставил концепцию первичных, вторичных, третичных отраслей экономики. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включили и горную промышленность. Наконец, третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. Фишер предложил характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах. Он также аргументировал такую мысль, что по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.

Социолог Дэниел Бэлл (Daniel Bell) описал развитие человеческого общества тремя основными стадиями.

Доиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (т.е. сельское хозяйство, рыболовство, лесничество и горная промышленность). Изначально жизнь – это игра против природы. Уровень технологии низкий или вообще никакой; продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва и физической силы человека. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней роботы. Следствием низкой продуктивности и большой численности населения является высокий уровень безработицы и в сельскохозяйственном секторе, и в секторе местного обслуживания. Таким образом, возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг (см. табл. 2.1).

Индустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров. Жизнь становится игрой с природой. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, доминируют в производстве: они заменили мускульную силу. Производительность невероятно возросла; ценится искусство делать больше при меньших усилиях. Экономическими призывами являются максимизация и оптимизация. Разделение труда распространяется все дальше. Технологическое развитие ведет к новым, более быстрым и более специализированным машинам, которые постоянно повышают производительность и заменяют все большее число рабочих. Рабочим местом называется то место, где люди, материалы, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Это основанный на бюрократии и иерархии мир планирования и составления графиков, в которых компоненты для производства собранны вместе в нужное время и в правильных пропорциях для того, чтобы ускорить поток товаров. С людьми обращаются как с “предметами”, потому что координировать предметы легче, чем людей. Единицей социальной жизни является личность в обществе свободного рынка. Количество товаров, которыми обладает личность, является индикатором его образа жизни.

Таблица 2.1

Общая схема социального изменения

 

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Экономический сектор

Первичный

Вторичный

Третичный

Четвертичный

Пятеричный

Добывающие отрасли

Производство товаров

Транспорт

Торговля

Здравоохранение

Сельское хозяйство

Промышленность

Отдых

Финансы

Образование

Горнодобыча

Обработка

 

Страхование

Научные исследования

Рыболовство

 

 

Недвижимость

Правительство

Производство лесоматериалов

 

 

 

 

Диапазон профессий

Фермер

Рабочий средней квалификации

Рабочий высокой квалификации

 

 

Шахтер

Инженер

Ученый

 

 

Рыбак

 

 

 

 

Рабочий низкой квалификации

 

 

 

 

Технология

Сырье

Энергия

Информация

 

 

Дизайн

Игра против природы

Игра против созданной человеком среды

Игра между людьми

 

 

Методика

Опыт здравого смысла

Эмпирицизм Эксперименти-

рование

Абстрактная теория: модели, имитации, теория решений, системный анализ

 

 

Временная перспектива

Ориентация на прошлое Моментальные отклики

Моментальная адоптация Проектирование

Ориентация на будущее Прогнозирование

 

 

Осевой принцип

Традиционализм

Экономический рост

Централизация и кодификация теоретических знаний

 

 

Земля / ограничение ресурсов

Государственный или частный контроль инвестиционных решений

 

 

 

Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Жизнь теперь можно назвать игрой между людьми. Значение имеют не мускулы или мощность машины, а информация и знания. Центром экономической жизни является профессионализм. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и хорошую жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на большее количество услуг и неадекватность рыночного механизма в выполнении этих требований ведет к расширению правительственных структур для координации предоставления этих услуг, особенно на местном уровне.

Некоторые промежуточные стадии могут быть отнесены к переходному периоду от индустриального к постиндустриальному обществу. Во-первых, расширение услуг, таких как транспорт и государственные коммунальные услуги, необходимы для развития промышленности и размещения товаров. Во-вторых, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, финансовые операции с недвижимостью и страхование. Так как доходы людей растут, процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов в первую очередь тратится на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. Дальнейшее увеличение дохода расходуется на образование, здравоохранение, отпуск, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.

Существует много объяснений роста услуг. Какие-то из них вписываются в приведенные выше теории. Другие получены в результате независимых исследований. Вот некоторые из них:

1.Увеличение эффективности в сельском хозяйстве и на производстве, которое освобождает рабочую силу для услуг;

2. Поток рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей в производство, а затем в сферу услуг;

3. Применение сравнительного преимущества в международной торговле;

4. Спад доли инвестиций в ВВП в высокоразвитых странах и увеличение этой доли в ВВП в странах с низким доходом;

5. Рост доходов на душу населения;

  1. Урбанизация;

7. Демографические перемены;

8. Расширение международной торговли;

  1. Рост услуг, сопутствующих производству.

2. Индустриальная и информационная эры общественного производства. Непроизводственная сфера, как составная часть общественного производства, эволюционировала вместе с ним и за последние полтора столетия существенно изменилась. За это время произошли глубокие изменения в производстве и социальной структуре общества.

На смену индустриальной эре, начало которой было положено промышленной революцией первой половины прошлого века, пришла информационная эра, переход к которой ведущие страны Запада, а также Япония начали в 50-60 гг. по мере развертывания и углубления научно-технической революции. Некоторые исследователи полагают, что этот период в наиболее экономически развитых странах мира к середине 80-х гг. завершился.

Конец всемирной эпохе ручного труда

Error: Reference source not found

ХХІв

XVIIв

XVIIIв

XIXв

XXв

XXIв

Рис. 1. Принципиальная схема становления современной индустриальной системы.

Ход эволюции непроизводственной сферы будет понятен, если мы рассмотрим различия индустриальной и информационной эры.

1. Различия в системе производства.

Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей материального производства и в первую очередь промышленности. Ее доля неуклонно возрастала как в составе экономически активного населения, так и в валовом национальном продукте.

Само производство было массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Основным фактором повышения эффективности производства была преимущественно экономия затрат живого труда в самых различных формах.

Повышение эффективности использования прошлого труда (производственных фондов, материально-энергетических затрат) осуществлялось в основном в форме так называемой “экономии на масштабах производства”, снижение затрат на единицу конечной продукции за счет повышения удельной мощности технологических агрегатов, укрупнения предприятий и т.п.

Информационная эра (как считают, наступившая в США, Японии, Германии, других европейских странах; близкий к ней Сингапур, Тайвань, Южная Корея) – это преимущественный рост в экономике сферы услуг (как в валовом продукте, так и в численности занятых), особенно отраслей, связанных с переработкой информации, осуществлением всех видов посреднической деятельности.

Производство в информационную эру становится в высшей степени гибким, немассовым, ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей, на небольшие по емкости рынки сбыта, на отдельные сегменты и “ниши” рынка.

Повышение эффективности производства идет преимущественно по линии экономии затрат прошлого труда, издержек по реализации продукции и снижения накладных расходов в целом. Это обусловлено резким изменением стоимостной структуры издержек производства.

Доля издержек на оплату труда производственных рабочих в общей стоимости продукции в большинстве отраслей промышленности США и Японии составляет не более 5%, то есть меньше доли отчислений на амортизацию.

2. Различия в организации хозяйственной деятельности:

В индустриальную эру доминирующую роль играли акционерные общества, крупные корпорации.

В информационную эру доля акционерного капитала в активах компаний начинает снижаться. На смену крупным корпорациям приходят различного рода небольшие и средние предприятия, основанные на деловом партнерстве, кооперативной форме собственности, где каждый работник не только становится совладельцем (причем чаще в равных долях с другими работниками) средств производства предприятия, но и реально участвует в процессе принятия управленческих решений. Последнее обстоятельство имеет куда более важное значение, чем формальное наделение других рабочих и служащих акциями или другими ценными бумагами.

3. Существенные различия имеются и в социальной области.

В индустриальную эру наиболее возросла численность производственных рабочих, а также их доля в составе занятых.

В информационную эру наиболее быстрыми темпами возрастает в составе экономически активного населения высокоразвитых стран доля мелких и средних предпринимателей, работников управления и преимущественно умственного труда. Даже в отраслях сферы материального производства темпы роста численности работников умственного труда намного выше, чем производственного персонала. Мало того, в большинстве отраслей промышленности доля и численность рабочих неуклонно снижается. Так, в промышленности США доля инженерно-технического и административно-управленческого персонала за 1978-1987 гг. возросла в общей численности занятых с 16 до 34%.

Промышленная революция, завершилась “зеленой” революцией в сельском хозяйстве 40-х гг., свела до минимума роль наемного труда в аграрном секторе экономики. Наемных крестьян сменили сельскохозяйственные предприниматели и кооперативы, в труде которых доминирующее место занимают функции организации и управления, более 90% американских фермеров имеют высшее образование. Им нужен теперь не наемный труд, а услуги консультантов, других посредников по вопросам, представляющих для них интерес, т.е. хорошо развитая сфера услуг.

Научно-техническая революция, сменяющаяся информационно-технологической революцией, приводит к исчезновению рабочих, в первую очередь тех, кто занят был физическим трудом.

Все эти тенденции характеризуют те или иные различия между индустриальной и информационными эрами. Нужно заметить что, если в индустриальную эру главным источником прибавочной стоимости является преимущественно физический труд производственных рабочих, то в информационную эру – инженерный и управленческий труд.