1. Теоретическое объяснение роста услуг.
Многие годы экономисты изучают причины роста услуг. Первый вклад в этом направлении сделал А.Г.Б. Фишер (A.G.B. Fisher), который предоставил концепцию первичных, вторичных, третичных отраслей экономики. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включили и горную промышленность. Наконец, третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. Фишер предложил характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах. Он также аргументировал такую мысль, что по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.
Социолог Дэниел Бэлл (Daniel Bell) описал развитие человеческого общества тремя основными стадиями.
Доиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (т.е. сельское хозяйство, рыболовство, лесничество и горная промышленность). Изначально жизнь – это игра против природы. Уровень технологии низкий или вообще никакой; продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва и физической силы человека. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней роботы. Следствием низкой продуктивности и большой численности населения является высокий уровень безработицы и в сельскохозяйственном секторе, и в секторе местного обслуживания. Таким образом, возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг (см. табл. 2.1).
Индустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров. Жизнь становится игрой с природой. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, доминируют в производстве: они заменили мускульную силу. Производительность невероятно возросла; ценится искусство делать больше при меньших усилиях. Экономическими призывами являются максимизация и оптимизация. Разделение труда распространяется все дальше. Технологическое развитие ведет к новым, более быстрым и более специализированным машинам, которые постоянно повышают производительность и заменяют все большее число рабочих. Рабочим местом называется то место, где люди, материалы, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Это основанный на бюрократии и иерархии мир планирования и составления графиков, в которых компоненты для производства собранны вместе в нужное время и в правильных пропорциях для того, чтобы ускорить поток товаров. С людьми обращаются как с “предметами”, потому что координировать предметы легче, чем людей. Единицей социальной жизни является личность в обществе свободного рынка. Количество товаров, которыми обладает личность, является индикатором его образа жизни.
Таблица 2.1
Общая схема социального изменения
| Доиндустриальное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество | ||
Экономический сектор | Первичный | Вторичный | Третичный | Четвертичный | Пятеричный |
Добывающие отрасли | Производство товаров | Транспорт | Торговля | Здравоохранение | |
Сельское хозяйство | Промышленность | Отдых | Финансы | Образование | |
Горнодобыча | Обработка |
| Страхование | Научные исследования | |
Рыболовство |
|
| Недвижимость | Правительство | |
Производство лесоматериалов |
|
|
|
| |
Диапазон профессий | Фермер | Рабочий средней квалификации | Рабочий высокой квалификации |
|
|
Шахтер | Инженер | Ученый |
|
| |
Рыбак |
|
|
|
| |
Рабочий низкой квалификации |
|
|
|
| |
Технология | Сырье | Энергия | Информация |
|
|
Дизайн | Игра против природы
| Игра против созданной человеком среды | Игра между людьми |
|
|
Методика | Опыт здравого смысла | Эмпирицизм Эксперименти- рование | Абстрактная теория: модели, имитации, теория решений, системный анализ |
|
|
Временная перспектива | Ориентация на прошлое Моментальные отклики | Моментальная адоптация Проектирование | Ориентация на будущее Прогнозирование |
|
|
Осевой принцип | Традиционализм | Экономический рост | Централизация и кодификация теоретических знаний |
|
|
Земля / ограничение ресурсов | Государственный или частный контроль инвестиционных решений |
|
|
|
Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Жизнь теперь можно назвать игрой между людьми. Значение имеют не мускулы или мощность машины, а информация и знания. Центром экономической жизни является профессионализм. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и хорошую жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на большее количество услуг и неадекватность рыночного механизма в выполнении этих требований ведет к расширению правительственных структур для координации предоставления этих услуг, особенно на местном уровне.
Некоторые промежуточные стадии могут быть отнесены к переходному периоду от индустриального к постиндустриальному обществу. Во-первых, расширение услуг, таких как транспорт и государственные коммунальные услуги, необходимы для развития промышленности и размещения товаров. Во-вторых, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, финансовые операции с недвижимостью и страхование. Так как доходы людей растут, процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов в первую очередь тратится на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. Дальнейшее увеличение дохода расходуется на образование, здравоохранение, отпуск, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.
Существует много объяснений роста услуг. Какие-то из них вписываются в приведенные выше теории. Другие получены в результате независимых исследований. Вот некоторые из них:
1.Увеличение эффективности в сельском хозяйстве и на производстве, которое освобождает рабочую силу для услуг;
2. Поток рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей в производство, а затем в сферу услуг;
3. Применение сравнительного преимущества в международной торговле;
4. Спад доли инвестиций в ВВП в высокоразвитых странах и увеличение этой доли в ВВП в странах с низким доходом;
5. Рост доходов на душу населения;
Урбанизация;
7. Демографические перемены;
8. Расширение международной торговли;
Рост услуг, сопутствующих производству.
2. Индустриальная и информационная эры общественного производства. Непроизводственная сфера, как составная часть общественного производства, эволюционировала вместе с ним и за последние полтора столетия существенно изменилась. За это время произошли глубокие изменения в производстве и социальной структуре общества.
На смену индустриальной эре, начало которой было положено промышленной революцией первой половины прошлого века, пришла информационная эра, переход к которой ведущие страны Запада, а также Япония начали в 50-60 гг. по мере развертывания и углубления научно-технической революции. Некоторые исследователи полагают, что этот период в наиболее экономически развитых странах мира к середине 80-х гг. завершился.
Конец всемирной эпохе ручного труда
Error: Reference source not found
|
|
|
|
|
|
ХХІв
| XVIIв
| XVIIIв
| XIXв
| XXв
| XXIв
|
Рис. 1. Принципиальная схема становления современной индустриальной системы.
Ход эволюции непроизводственной сферы будет понятен, если мы рассмотрим различия индустриальной и информационной эры.
1. Различия в системе производства.
Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей материального производства и в первую очередь промышленности. Ее доля неуклонно возрастала как в составе экономически активного населения, так и в валовом национальном продукте.
Само производство было массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Основным фактором повышения эффективности производства была преимущественно экономия затрат живого труда в самых различных формах.
Повышение эффективности использования прошлого труда (производственных фондов, материально-энергетических затрат) осуществлялось в основном в форме так называемой “экономии на масштабах производства”, снижение затрат на единицу конечной продукции за счет повышения удельной мощности технологических агрегатов, укрупнения предприятий и т.п.
Информационная эра (как считают, наступившая в США, Японии, Германии, других европейских странах; близкий к ней Сингапур, Тайвань, Южная Корея) – это преимущественный рост в экономике сферы услуг (как в валовом продукте, так и в численности занятых), особенно отраслей, связанных с переработкой информации, осуществлением всех видов посреднической деятельности.
Производство в информационную эру становится в высшей степени гибким, немассовым, ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей, на небольшие по емкости рынки сбыта, на отдельные сегменты и “ниши” рынка.
Повышение эффективности производства идет преимущественно по линии экономии затрат прошлого труда, издержек по реализации продукции и снижения накладных расходов в целом. Это обусловлено резким изменением стоимостной структуры издержек производства.
Доля издержек на оплату труда производственных рабочих в общей стоимости продукции в большинстве отраслей промышленности США и Японии составляет не более 5%, то есть меньше доли отчислений на амортизацию.
2. Различия в организации хозяйственной деятельности:
В индустриальную эру доминирующую роль играли акционерные общества, крупные корпорации.
В информационную эру доля акционерного капитала в активах компаний начинает снижаться. На смену крупным корпорациям приходят различного рода небольшие и средние предприятия, основанные на деловом партнерстве, кооперативной форме собственности, где каждый работник не только становится совладельцем (причем чаще в равных долях с другими работниками) средств производства предприятия, но и реально участвует в процессе принятия управленческих решений. Последнее обстоятельство имеет куда более важное значение, чем формальное наделение других рабочих и служащих акциями или другими ценными бумагами.
3. Существенные различия имеются и в социальной области.
В индустриальную эру наиболее возросла численность производственных рабочих, а также их доля в составе занятых.
В информационную эру наиболее быстрыми темпами возрастает в составе экономически активного населения высокоразвитых стран доля мелких и средних предпринимателей, работников управления и преимущественно умственного труда. Даже в отраслях сферы материального производства темпы роста численности работников умственного труда намного выше, чем производственного персонала. Мало того, в большинстве отраслей промышленности доля и численность рабочих неуклонно снижается. Так, в промышленности США доля инженерно-технического и административно-управленческого персонала за 1978-1987 гг. возросла в общей численности занятых с 16 до 34%.
Промышленная революция, завершилась “зеленой” революцией в сельском хозяйстве 40-х гг., свела до минимума роль наемного труда в аграрном секторе экономики. Наемных крестьян сменили сельскохозяйственные предприниматели и кооперативы, в труде которых доминирующее место занимают функции организации и управления, более 90% американских фермеров имеют высшее образование. Им нужен теперь не наемный труд, а услуги консультантов, других посредников по вопросам, представляющих для них интерес, т.е. хорошо развитая сфера услуг.
Научно-техническая революция, сменяющаяся информационно-технологической революцией, приводит к исчезновению рабочих, в первую очередь тех, кто занят был физическим трудом.
Все эти тенденции характеризуют те или иные различия между индустриальной и информационными эрами. Нужно заметить что, если в индустриальную эру главным источником прибавочной стоимости является преимущественно физический труд производственных рабочих, то в информационную эру – инженерный и управленческий труд.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.