3. Классификация сферы услуг.
Исходя из сути трансформационных процессов в экономике Украины и учитывая опыт зарубежных стран по вводу Классификатора видов экономической деятельности, осуществляется классификация услуг согласно трех наиболее важных критериев:
по источникам оплаты услуг;
согласно КВЭДа (Классификатора видов экономической деятельности); по характеру потребления и институциональной структуры.
По источникам оплаты услуг все они разделяются на частные (рыночные) и государственно-муниципальные (нерыночные). К частным относятся все услуги частных и государственных предприятий сферы услуг, предоставление которых оплачивается самим потребителем из своих доходов или других источников. Все услуги, оплата которых осуществляется из государственного или муниципального бюджетов, являются фиксированными по величине и качеству. Они непосредственно влияют на рыночную среду сферы услуг.
Следует также отметить, что медицинские, научные, образовательные и другие услуги бывают как частные, так и государственно-муниципальные. Особенностью является то, что одно предприятие сферы услуг может предоставлять одновременно и частные и государственные услуги одного вида экономической деятельности.
Вопрос научной определенной платности и не платности услуги имеет как теоретическое, так и практическое значение. В частности понятие “платные услуги” предусматривает альтернативу “не платных услуг”. Такой подход обусловлен остаточными элементами постсоветского мышления, когда считалось, что в стране все бесплатное. В действительности все материальные блага и услуги создавались трудом граждан, поэтому можно сделать вывод, что в экономике ничего нет бесплатного. За все нужно платить. В контексте такого понимания рассмотрим классификацию структуры услуг.
На рис. 2, показан классификатор видов экономической деятельности, который позволяет более четко упорядочить все виды хозяйственной деятельности в соответствие с международными требованиями статистической информации.
Схема также включает и такой критерий, как характер потребления и институциональную структуру. Согласно с КВЭД (классификатора экономической деятельности) все услуги необходимо классифицировать по видам экономической деятельности, который стандартизирован и унифицирован в соответствующую систему, где каждый вид деятельности получает свой номер и принадлежность к секции, а также к соответствующему сектору экономики.
Необходимо отметить, что в новой Государственной системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ТЕСИ), что вводится в Украине согласно с государственной программой, определяющими являются: классификация видов экономической деятельности (КВЕД - ДК 009-96); Государственный классификатор продукции и услуг (ГКПУ - ГК 016-97).
Рис. 3.2. Классификация сферы услуг
Классификация видов экономической деятельности Украины (КВЕД), соответствует номенклатуре всех видов экономической деятельности Европейского Союза (NАСЕ), предназначенных для создания основы новой государственной системы статистики через классификацию разных статистических единиц по видам их экономической деятельности. Результатом этой деятельности является продукция в виде товаров и услуг, классифицирующая в ГКПУ.
Основное назначение ГКПУ - создание национальной классификации результатов деятельности статистических единиц - товаров и услуг, гармонизированных с соответствующей европейской классификацией. Одному виду экономической деятельности по КВЭДу могут соответствовать несколько видов товаров и услуг, то есть могут соответствовать одна или несколько позиций ГКПУ, что имеет более глубокую детализацию группировок. Это вызвано соответствием ГКПУ с Европейской Классификацией продукции и услуг по видам деятельности.
ГКПУ включает в отличие от общесоюзного классификатора, действующего до 1999 года новые виды услуг: услуги по финансовому посредничеству, услуги в сфере государственного управления и обороны, услуги с недвижимостью, сдачи под наем, услуги домашней прислуги, услуги экстерриториальных организаций и органов. С целью обеспечения условий для интеграции Украины в мировое экономическое пространство, Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.05.93 г. № 326 «О концепции построения национальной статистики и Государственная программа перехода на международную систему учета и статистики» предусмотрено создание новой системы классификации и кодировки технико-экономической и социальной информации (ТЕСИ). Международная (ООН) и европейская (ЕС) системы классификации и кодировки ТЕСИ, предназначаются в первую очередь для статистических исследований, базируются преимущественно на классификации статистических единиц (объединений, организаций, предприятий), чем принципиально отличаются от единой системы классификации и кодировки технико-экономической информации прежнего Союза, ориентированной на отраслях народного хозяйства.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.