logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

3. Типы процесса управления.

В зависимости от характера выполнения этапов управления различают следующие типы процесса управления:

линейный тип характеризуется строгой последовательностью осуществления всех этапов. Он присущ процессам с достаточно определенно поставленными целями, ситуациями, типовым составом работ и операций, на каждом этапе повторяющимися решениями;

корректируемый тип отличается от линейного последовательной корректировкой каждого предыдущего этапа после завершения последующего;

разветвленному типу свойственна многочисленность оценки ситуации и вариантность построения процесса управления, причем каждый из вариантов имеет свою проблему, требующую разрешения (или единого комплексного решения). Такой тип возникает при отсутствии возможности обобщенной оценки ситуации и выделения ключевой проблемы с единственным решением;

ситуационный тип процесса управления отличается тем, что сначала формируется предварительная цель воздействия. К ее уточнению возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы и даже разработки решения. Такие случаи имеют место, когда из-за недостатка времени не удается достаточно полно сформулировать цель воздействия или отсутствует необходимая информация при неточности цели;

поисковый тип процесса управления исходит из полной ясности цели воздействия при невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно этой цели и затруднениях в формулировке основной проблемы. Тогда решение разрабатывается на основе цели и общей оценки ситуации, а затем осуществляют корректировку решения.

Выбор наиболее приемлемого в конкурентных условиях типа процесса управления зависит от степени и качества его информационного обеспечения.

В соответствии с этим определяют состояние всего комплекса работ по осуществлению процесса управления и относящихся к ним операций.

В этом комплексе работ, обеспечивающих процесс управления, преимущество имеют информационные работы и составляющие их операции. Они обеспечивают фактологическую основу процесса управления и являются источником взаимосвязи процесса и структуры управления.

Учет взаимосвязи процесса и структуры управления весьма сложен.

Эта связь многообразна, подвижна, изменчива, без ее учета нельзя обеспечить постоянного совершенствования управления. Предпосылками для этого являются достаточное и своевременное информационное обеспечение, четкая организация делопроизводства, рациональное использование современной техники и процедур процесса управления.