4.Формы глобализации.
Сервисные компании, подобно фирмам-изготовителям, могут входить в мир международного бизнеса в нескольких формах.
Международная торговля.
Экспорт/импорт. Когда сервисная компания продает услугу жителю зарубежной страны, это является экспортом услуги. Аналогично, когда отдельный житель страны покупает услугу у зарубежной компании, это является импортом услуги. Характер услуг (специфика, неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость, непостоянство качества, контакт с покупателем и его вовлечение) накладывает ограничения на благоприятные возможности для импорта/экспорта услуг. Услуги, базирующиеся на знаниях и информации, или услуги, доставка которых не зависит от расстояния, вероятнее всего, будут более востребованы. Некоторые из этих услуг воплощены в виде материальных продуктов: музыка на компакт-дисках (СD), видеозаписи кинофильмов и программное обеспечение на дисках или СD-RОМ. Например, инженеры-программисты в Бангалоре, Индия, экспортируют свои услуги клиентам, находящимся в разных уголках земного шара. Существуют и другие формы торговли услугами. Туристы, выезжающие в другие страны, импортируют услугу той страны, которую посещают. Поездка сервисного работника в страну покупателя услуги является другой формой экспорта/импорта, например поездка консультанта в другую страну для проведения семинара или выполнения консультационных услуг.
Лицензирование/франчайзинг. Лицензирование — это соглашение между двумя компаниями, которое дает одной (лицо, получающее разрешение) право производить и продавать товар или услугу, используя патенты, технологию или торговые знаки, которые принадлежат другой компании (лицо, выдающее разрешение). Компания, выдающая разрешение, получает деньги, называемые авторским гонораром. Франчайзинг является дополнительной формой международной торговли услугами.
Заключение контракта на управления. Заключение контракта на управление является еще одной формой экспортирования услуг компанией, у которой есть специальная экспертиза в управлении специфической системой обслуживания. Сервисная компания поставляет ноу-хау в области управления, так же как команду менеджеров, чтобы за определенную плату запустить средства обслуживания. Заключение контрактов на управление встречается в гостиничном бизнесе, авиации и розничной торговле.
Прямое иностранное инвестирование.
Когда природа услуги делает осуществление ее экспорта трудным или невозможным, у сервисной компании нет другого выбора, кроме как установить средства обслуживания в зарубежной стране для маркетинга своих услуг. Поскольку спрос на услуги растет, прямое иностранное инвестирование в услуги также выросло.
Главное различие между международной торговлей и прямым иностранным инвестированием в области услуг заключается в тех доходах от продаж, взносах или начислениях процентов, которые собраны, когда услуги проданы иностранцам, в то время как в прямом иностранном инвестировании прибыли идут от иностранного капитала. Существует несколько интересных исключений. Например, страховая компания New York Life, которая отправляет претензии по страхованию здоровья в Ирландию. Претензии обрабатываются и возвращаются по специальным линиям телесвязи в центр по обработке данных в Нью-Йорке, откуда клиенту высылается чек или ответ. В совершенно другой индустрии компания American Airlines использует средства обслуживания в Барбадосе для того, чтобы обрабатывать данные бухгалтерского учета и купоны от билетов. В обоих случаях средства обслуживания в зарубежных странах были установлены скорее для того, чтобы уменьшить трудовые затраты, нежели получать прибыли от зарубежного инвестирования. Независимо от того, какой может быть цель, прямое иностранное инвестирование подразумевает учреждение и укомплектование персоналом средств обслуживания в другой стране, а, следовательно, берет на себя большее количество рисков, чем экспорт
Прямое иностранное инвестирование может иметь одну из нескольких форм. Компания, имеющая минимальную часть собственности иностранной компании, является одной формой прямого инвестирования; инвестор может иметь какое-то право голоса в менеджменте компании, но не управляет самим предприятием. Второй формой может быть владение равной частью собственности и третьей - владение основной частью собственности, которое дает международной фирме право решающего голоса. Во всех этих формах собственности, менеджмент и риски делятся между двумя или более компаниями. Наконец, полное владение собственностью компании в зарубежной стране является четвертой формой прямого инвестирования; это такая форма, в которой инвестор обладает всеми правами в управлении компанией и принимает на себя все риски делового предприятия.
Альянсы.
В секторе услуг, начиная с 1990-х гг. наблюдается рост количества альянсов между разными компаниями, включая конкурентов. Большинство этих альянсов не подразумевают простой обмен капиталом, а направляют усилия на совместное использование ресурсов альянса. Во многих случаях партнеры дополняют друг друга в своих обязанностях. К примеру, в июле 1996г. компании Microsoft и AT&T объявили о дистрибьюторском альянсе; они договорились продавать продукты друг друга.
Согласно договору АТ&Т будет продвигать программное обеспечение Интернет-браузера от Microsoft пользователям услуги доступа АТ&Т к всемирной сети Интернет. Альянс Microsoft с NBC в создании канала новостей МS NВС также хорошо известен.
В индустрии авиалиний альянсы приобретают еще большее распространение. Один из недавних альянсов, StarAliance, был образован в 1997 г. и сформировал сеть из пяти главных международных авиалиний: United, Air Canada, Lufthansa, Scandinavian (SAS) и Thai. На протяжении 1990-х гг. было организовано много альянсов. Такие альянсы дают каждому партнеру доступ к сети маршрутов других, дают возможность разделять пассажиров и доходы и позволяют им координировать свои расписания, стоимость проезда, скидки, программы частого перелета и даже некоторые наземные операции. Для пассажиров эти альянсы могут означать легкие связи (включая перемещения багажа между рейсами) с конечными пунктами назначения во всем мире.
Тенденции в глобализации услуг.
Наше обсуждение глобализации услуг показало, что некоторые услуги могут продаваться легче, чем другие, а некоторые услуги могут быть созданы для жителей другой страны только посредством наличия средств обслуживания в этой стране. Рассмотрим современные тенденции в глобализации специфических групп услуг, т. е., какая группа услуг имеет тенденцию к глобализации через международную торговлю, а какая — через прямое иностранное инвестирование.
На сегодняшний день выделено шесть групп услуг в пересчете их потенциала для глобализации и те формы глобализации, которые они принимают. Чтобы сгруппировать услуги, были использованы два измерения: «относительное привлечение товаров» и «степень взаимодействия потребитель/производитель» (см. рис. 21.2). Первое измерение представляет степень, до которой взаимодействие между сервисным работником и потребителем является существенным для доставки услуги.
Рис. 21.2. Группирование услуг и международных форм
Сектор 1. Низкие товары /Низкие взаимодействия. Первая группа состоит из «чистых» услуг, для которых взаимодействие потребитель/производитель минимально, и роль, которую играют товары в своей доставке, незначительна. Такие услуги ограничивают потенциал для глобализации, потому что могут существовать в любой стране, а потенциал прибыли слишком мал для международной компании на таком рынке.
Сектор 2. Средние товары/Низкие взаимодействия. В этой группе есть услуги, которые требуют некоторых взаимодействий, а товары играют значительную роль. У этой группы более высокий потенциал для глобализации из-за той легкости, с которой сопутствующие товары могут быть взяты в зарубежные страны.
Сектор 3. Высокие товары/Низкие взаимодействия. Услуги в этом секторе либо воплощены в товарах, либо могут быть переданы через телекоммуникационную сеть, и они требуют незначительного (если вообще требуют) взаимодействия между потребителем и производителем. Они представляют собой самые легкие для экспорта услуги.
Сектор 4. Низкие товары/Высокие взаимодействия. Большинство услуг в этой группе являются профессиональными услугами и характеризуются высоким взаимодействием между работником и клиентом, хотя товары не играют видной роли в своей доставке. Глобализация этих услуг требует от людей передвижения; обычно сервисный работник едет в страну клиента или постоянно присутствует в стране клиента, обычно в форме отделения или филиала сервисной компании.
Сектор 5. Средние товары/Высокие взаимодействия. Взаимодействие потребитель/производитель является важным в этой группе услуг, и товары играют довольно значительную роль. Телекоммуникационные средства и технология также важны в доставке этих услуг. Глобализация может быть в разных формах: прямого иностранного инвестирования, франчайзинга, лицензирования или заключения контракта управления.
Сектор 6. Высокие товары/Высокие взаимодействия. Оба измерения находятся на своих самых высоких уровнях в этой группе услуг, а телекоммуникационные сети и технология, в общем, играют весьма значительную роль в доставке. Потенциал для глобализации увеличивается по мере прогресса в технологии.
На первый взгляд, у услуг есть тенденция к тому, чтобы быть отнесенными в одну из трех форм глобализации (см. рис. 21.2). Первая группа включает «пригодные для экспорта» услуги и состоит из услуг, воплощенных в товары. Такая форма требует весьма незначительного инвестирования и присутствия в стране назначения: это также вовлекает очень незначительное управление дистрибьюцией и использованием услуги. Вторая группа состоит из услуг, которые могут идти по «пути глобализации» с относительной легкостью через франчайзинг, лицензирование или заключение контракта на управление. Такая форма требует некоторого присутствия; обычно менеджеры из сервисной компании размещены в зарубежной стране для того, чтобы доставлять услугу, и это может требовать некоторого инвестирования. Прямое иностранное инвестирование, кажется, должно быть наиболее подходящей формой для третьей группы услуг.
Вопросы для самоконтроля:
1. Международная торговля в отрасли услуг.
2. Причины, по которым сервисные организации идут путем глобализации.
3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
4. Тенденции в глобализации услуг.
5. Объясните, каким образом услуги могут быть импортированы и экспортированы. Приведите примеры, как индивидуумы или компании могут экспортировать и импортировать услуги.
6. Объясните разницу между „международной торговлей” и „прямыми международными инвестициями” услуг. Чем они отличаются один от другого относительно ресурсного обеспечения и рисков?
7. Опишите формы международной торговли услугами.
8. Опишите формы международного прямого инвестирования.
9. Каким образом глобализация услуг может способствовать экономии на масштабах?
10. Какую роль компьютерные и телекоммуникационные технологии играют в глобализации услуг?
11. Роль правительства принимающей страны в деле поощрения или противодействия глобализации услуг.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.