logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

4. Структуризация рынка услуг.

Особенность экономического развития Украины наложили свой отпечаток на структуризацию рынка услуг. В прошлом веке в Украине, как и в других постсоветских странах активно развивались процессы урбанизации населения. Если в начале ХХ века городское население составляло 10%, то в конце века городское население уже составляло 68 %. Характер расположения населения определяет и специфику территориального рынка услуг. В экономической литературе теоретически обоснован компактный и дисперсионный тип расселения, в соответствие с которым и проводится классификация рынка услуг на компактный и дисперсионный. Компактный тип расселения представляет собой густые сети размещения, соединяющиеся между собой единой энергетической системой, производственной и непроизводственной инфраструктурой, транспортной связью и так далее. К компактному расселению необходимо отнести города. Дисперсионное расселение характеризуется наличием небольших поселений, отдаленных на расстоянии друг от друга и делающих невозможным функционирование единой инфраструктуры. Каждому типу расселения свойственен и соответствующий тип рынка услуг. Предоставление услуг на компактном рынке неоднородно как по масштабам, так и по структуре. Это зависит от следующих факторов.

Во-первых, от уровня платежеспособности населения в том или ином регионе. Так, например, в Лондоне, Москве или Киеве население получает разные доходы, поэтому и потребность в получение разных видов и объемов услуг будет неодинаковая. Аналогичное сравнение можно осуществить относительно городов Украины, в результате чего мы получим разный уровень платежеспособности рядового гражданина.

Во-вторых, особое значение для компактного рынка услуг имеет временная концентрация жителей в отдельных местах. Так, например, в летний сезон значительная часть населения сосредоточивается на Юге Украины, соответственно этому и резко растут объемы услуг. А если взять города-столицы стран, где сосредоточивается культурная и экономическая деятельность, объем ежедневной текучести населения может составлять до 50% постоянных жителей этих городов, поэтому и потребности в услугах может колебаться в зависимости от изменения отмеченного фактора.

В-третьих, резкое изменение экономического курса страны заострило неравенство ресурсного потенциала регионов, которое во многом определяется существенными отличиями их социально-экономического развития. Это требует решения многих проблем, особенно в сфере межбюджетных отношений: государственного бюджета и местных бюджетов.

В-четвертых, система социальных стандартов по предоставлению услуг включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными (охраны здоровья, учебного образования и тому подобное), жилищно-бытовыми и другими услугами. С использованием этих показателей складывается минимальный потребительский бюджет для населения.

К основным тенденциям, которые наметились в развитие сферы услуг, необходимо отнести следующие основные изменения. Во-первых, происходит сокращение финансирования общественных услуг, в частности социальных и научных. При этом наблюдается опасный разрыв в их финансирование относительно развитых стран и резкое абсолютное сокращение. Во-вторых, изменяется структура спроса населения на платные услуги за счет увеличения части жилищно-коммунальных и сокращение транспортных, санаторно-курортных и оздоровительных услуг. В-третьих, изменяются акценты в финансирование услуг в медицине и образование, все больший удельный вес приобретает частная форма оплаты за предоставленные услуги. В-четвертых, в связи с падением объемов материального производства, уменьшением занятости населения и полученных доходов уменьшается спрос, который ведет к катастрофически быстрому снижению объемов услуг. В-пятых, увеличивается разрыв между платежеспособным спросом и производственными мощностями сферы услуг. В-шестых, быстрыми темпами растет региональная дифференциация в объемах и структуре предоставленных услуг, которая приходится на одного жителя.

Итак, можно отметить, что, во-первых, в экономике Украины остается проблема неудовлетворенного спроса на услуги, в результате чего рынок еще не стал движущим рычагом стимулирования роста объемов услуг. Рынок услуг характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны растет число занятых в сфере услуг, с другой стороны – объемы услуг в натуральных показателях снижаются. Во-вторых, первоочередность приватизации предприятий сферы услуг, отделили их воссоздание от функционирования других отраслей народного хозяйства, тем самым, создав диспропорции. В-третьих, снижение объемов предоставления услуг связано с подорожанием их и снижением платежеспособности населения. В-четвертых, сокращение доступности услуг обусловлено социальным расслоением населения, дифференциацией принципов платности и снижения роли государства в финансирование таких общественно значимых услуг, как образование, здравоохранение, помощь малообеспеченному населению и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование рыночных отношений в сфере услуг, радикальным образом структурирует ее по видам деятельности, затратам и ценой в соответствии с взаимодействием спроса и предложения, и учитывает специфику каждой отдельной услуги по месторасположению производства услуг.

Вопросы для самоконтроля

1. На какие группы делятся услуги по социально-экономическому характеру и значению потребности? Приведите примеры.

2. Рассмотрите услуги с точки зрения расходов при их получении.

3. Рассмотрите структуру и состав сферы услуг.

4. Охарактеризуйте изменения, которые происходят в настоящее время в структуре производителей услуг по формам собственности и сделайте вывод.

5. Классификация сферы услуг.

6. Факторы, влияющие на предоставление услуг на компактном рынке по масштабам и структуре.

7. Противоречивые тенденции развития сферы услуг.