5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
Рассмотрение проявления процессов управления в организациях непроизводственной сферы свидетельствует о своеобразии и особенностях отношений управления в сервисных системах.
Управление, как социально-экономический процесс, - это отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий различных звеньев непроизводственной сферы и окружающей ее среды, людей в процессе их трудовой деятельности на основе ее специализации и кооперации.
Отношения управления возникают всегда между субъектом и объектом управления, появление же их внутри субъекта означает, что сформировался новый объект управления. Особенно это характерно для организаций непроизводственной сферы.
Разнообразие и сложность отношений управления отражается на процессах их формирования и развития в различных условиях. Наиболее характерные свойства и особенности этих процессов проявляются в вытекающих из них законов и закономерностях управления
Законы как общие категории используются в практике общего управления. Закономерности имеют специфический, частный характер и прослеживаются в практике управления сферами и отраслями общественного хозяйства. Эти специфические закономерности, обусловленные особенностями конкретной сферы, или отрасли выводятся на основе общих законов.
Управление в широком смысле слова обозначает воздействие (влияние) на объект, систему, процесс, для сохранения их устойчивости (функционирование, регулирование) или перевода их из одного состояния в другое (желаемое) по законам, присущим этим объектам, системам, процессам.
Определенные закономерности присущи и самому процессу управления как таковому, который занимает центральное место в системе управления непроизводственной сферой.
Отношения управления, закономерности управления имеют общую природу, но без учёта их проявления в конкретных управленческих ситуациях сервисный менеджмент не может быть эффективным.
По мере познания воздействия экономических законов на развитие непроизводственной сферы и создания условий их использования возрастают точность и эффективность управленческих решений, мера научности управления.
Разработка проблем управления с позиций различных наук не могла не привести к выводу: наука управления имеет свой предмет исследования, ибо она изучает особый, специфический вид человеческой деятельности, комплексный, многоаспектовый по своему характеру.
Отношения управления, управление как процесс - эти категории науки управления еще до конца не разработаны. "Управление экономикой (непроизводственной сферой) и "экономическое управление" (непроизводственный менеджмент), управление организацией и организационное управление одно ли это и то же?
Первая группа определений выделяет сферу управления как целостную специфическую обособленную структуру объектов, органов, связей, в основе, которой лежит своя сложная комбинированная система разделения и кооперации труда - объект управления.
Вторая группа определений выделяет область управления строго определенным видом его отношений.
Отношения управления - особый вид общественных отношений. Человеческое общество многомерное и многогранно по своей структуре. Бесчисленные переплетения всевозможных процессов, различных по сложности, характеру, сферам проявления, составляют сложную цепь его отношений.
Только наука способна исследовать различные срезы жизни общества (непроизводственная сфера один из таких "срезов"), выделяя в них необходимые связи и отражая их в виде определенных законов и категорий.
Управление выступает, прежде всего, как процесс, в результате которого происходит целенаправленное изменение управляемой сервисной системы. Ещё 40 лет назад В.А.Трапезников отмечал: «Управление – это выбор желательного хода процесса, контроль хода процесса и воздействие на систему, обеспечивающее желательный ход». При этом управляющее начало может частично или полностью входить в состав этой системы в качестве управляющего ''центра'' или находится целиком вне её.
При взаимодействии управляющего центра и управляемого объекта решающее значение приобретает не количественная, а качественная его сторона, особый, новый тип взаимодействия – обмен информацией.
Преследуемые и достигаемые изменения в управляемом объекте (системе) могут быть получены лишь в ходе специфического взаимодействия, в котором носитель информации играет служебную роль, а главным содержанием является информационный обмен. Поэтому А.И.Берг называл управление ''переводом системы на новое состояние, путём воздействия на её переменные'. Но такой перевод возможен лишь в случае соответствующей подготовленности субъекта и объекта воздействия.
Большинство услуг состоит из действий и взаимодействий (междействий), которые являются типичными социальными событиями.
А контроль и менеджмент социальных событий требует специальной подготовки и технологии.
Структура сервисных действий (операций) более локальна и статична, чем структура производственных действий (операций). Более того, потребитель является участником в ''производстве'' услуг. Стрижка, обналичивание чека, образование со своей очевидностью говорят об этом. Конечно, существует и много пограничных случаев, случаев взаимопроникновения производства и услуг. Фактически много услуг чрезвычайно капиталоемки. Традиционные сервисные фирмы, такие как аэрокомпании, страховой сервис, банковские услуги становятся всё более зависимы от материальной базы и современных технологий.
Большинство услуг является результатом сознательного действия, которое имеет в прямом контакте между потребителем и представителем сервисной компании. Ричард Норман подобрал метафору для этого процесса «бой тореадора с быком». По его мнению, тот, кто обеспечивает сервис, и тот, кто его потребляет, входят в единоборство друг с другом на арене. В этот момент они полагаются сами на себя, так как не находятся под прямым влиянием компании.
Профессионализм, инструменты, мотивация представителя фирмы и поведение клиента вместе создают процесс доставки услуги (''производство услуги''). Такое ''производство'' нуждается в непроизводственном менеджменте, менеджменте услуг. Видимо, небольшие различия между производственным и непроизводственным менеджментом как раз и будут на операционном уровне. Вспомним, что А.К.Гастев назвал рабочего ''директором станка''. В сервисе контактный персонал – ''директор услуги''.
Контакт лицом к лицу в процессе предоставления услуг может быть и незримым. Когда мы идём в известный ресторан или летим в реактивном самолёте, а может быть добираемся автобусом, то мы, конечно, чувствуем присутствие шеф-повара, пилота, водителя, хотя и не можем его видеть.
Сфера обслуживания личностноёмкая. Большинство услуг являются личностно-интенсивными в том смысле, что качество предлагаемой потребителю услуги является в огромной степени результатом того, как люди действуют в той или иной ситуации, независимо от используемого оборудования.
Даже услуги, предлагаемые сетью ресторанов Мак Дональдс, в значительной степени зависят от человека. Если вы покупаете автомобиль вы никогда не представляете, улыбался или нет рабочий у конвейера, как он был одет, хороший он человек или нет, гордится ли он тем, что сделал. Всё это станет для вас не безразличным когда вы вступите в контракт с продавцом…
Эффективные сервисные компании часто базируются на социальном новаторстве. Социальные нововведения – ключевые в процессе организационных изменений в успешно работающих обслуживающих компаниях.
Социальное новаторство мобилизует и сфокусирует человеческую энергию, это результативный способ влияния на качество услуг и издержки их ''производства''.
Фокус менеджмента непроизводственной сферы должен быть именно здесь. Перемещение услуг из одного сектора в другой также меняет управление ею.
Если домохозяйка посылает детей в детсад с тем, чтобы устроиться на работу в большую компанию, одним из клиентов которой является детский сад, нельзя говорить о создании новой услуги. Услуга лишь переместилась (реорганизовалась) из дома, семьи в учреждение, но суть её – присмотр и уход за детьми – осталась одна и та же. И меняется управление ею.
Менеджер, руководитель – это тот субъект, которому представлена власть запускать ход или приостанавливать весь механизм звеньев, отраслей, сфер общественного хозяйства, организовывать взаимодействие всех видов отношений, орудий и средств труда, процессов хозяйствования. Чтобы объединить все элементы хозяйственной деятельности и использовать возможности, возникающие только в случае такой интеграции элементов деятельности нужны знания, желание и умение претворять интегральные возможности в жизнь.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое хозяйственный механизм?
2. Ведущие и известные элементы хозяйственного механизма.
3. Взаимосвязь процесса и структуры управления.
4. Какая разница в процессах управления в открытых и закрытых системах?
5. Свойства процесса управления.
6. Стратегия организационных изменений.
7. Место процесса управления в хозяйственном механизме.
8. Технология процесса управления.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.