logo
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.

Необходимо отметить, что в развитых странах самым распространенным является малое предпринимательство в сфере услуг. Так, в США малые предприятия в финансовой сфере составляют 60 %, в оптовой торговле 86%. Опыт развитых стран подтверждает, что к особенностям малого предпринимательства в сфере услуг необходимо отнести:

В странах с переходной экономикой становление и развитие малого предпринимательства в сфере услуг обусловлено многими обстоятельствами экономической истории, стратегии и тактики реформ, уровнем государственного регулирования, наличием финансовых и правовых институтов поддержки малого предпринимательства. Преимущества малого предпринимательства в сфере услуг связаны с локализацией рыночных отношений в небольших “нишах” экономического пространства. Где потребности мобильного реагирования на изменение спроса и индивидуальный характер обслуживания является особенной чертой малого предпринимательства. Небольшие размеры стартового капитала, доступность технологических новаций позволяет сократить наем рабочей силы и обходиться небольшим количеством сезонных работников, которые частично заняты на отдельных операциях. Эти и другие особенности делают малое предпринимательство сферы услуг более мобильным и оперативным по отношению к изменениям спроса индивидуального потребителя. Известный украинский исследователь феномена малого предпринимательства З.Варналий утверждает, что «отсутствие целеустремленной последовательной финансовой поддержки государства и несовершенная система налогообложения стали основными негативными факторами на пути формирования рыночной среды и развития малого предпринимательства».

Следует отметить, что в Украине несогласованность в действиях органов контроля приводит к тому, что субъекты малого бизнеса за короткий срок многократно проверяют. В 2005 г. малые предприятия проверялись в среднем 9,6 раза. Активнее всего были налоговые органы, которые проверяли каждую фирму в среднем 2,8 раза, а длительность их проверок составляла в среднем 5,6 дня. Такая ситуация обусловлена в значительной мере хозрасчетными принципами функционирования налоговой инспекции, когда 30 % от размера штрафных санкций и пени идет на содержание налоговой администрации. Такое состояние противоречит принципам налогообложения, которые еще были выдвинуты А.Смитом. Кроме этого, расширенная система уплаты политической ренты предпринимателями за получение разрешений, уменьшение официальных выплат, за пользование исключениями и льготами. Подобные услуги государственных служащих дорого стоят и часто превышают 25 % обращения. Коррупция, корыстность бюрократии достигли в наше время невозможного уровня.

С другой стороны сами предприниматели содействуют неплатежеспособности своих предприятий исходя из убеждения о нестабильности политико-экономической ситуации. Вывоз средств на частные счета за границей содействует этому процессу. Логическим следствием неплатежеспособности являются существенные масштабы кредиторской и дебиторской задолженности. На начало 2000 года кредиторская задолженность отечественных предприятий почти вдвое превышала ВВП страны, а дебиторская – в 1,5 раза.