4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
Эффективность управления как категория науки управления отражает роль управления не только в повышении эффективности всего общественного хозяйства, но и самого управления, его результативность. Почему некоторые рестораны в одном и том же районе всегда заполнены, а некоторые наполовину пусты и вынуждены закрываться? Почему хороший сервисный бизнес внезапно начинает плохо идти? Почему некоторые сервисные компании растут так быстро? Почему мы почти всегда можем сказать, успешна эта сервисная фирма или нет?
Ответ дает практика: сервисные организации чрезвычайно чувствительны к качеству (эффективности?) сервисного менеджмента.
Физическая неощутимость их конечного продукта - услуги, высокая личностная интенсивность их персонала делает чрезвычайно изменчивой пропорцию: вклад/выпуск. Сделки, проваленные из-за качества, проблемы мотивации, низкая торговая способность - любой из этих факторов может завести сервисную компанию в порочный круг.
Из-за сильной чувствительности сервисных компаний к качеству менеджмента невозможно выписать общий рецепт для лечения сервисных проблем.
На фоне симптомов успеха преуспевающих сервисных фирм: прибыль, рост, хорошее моральное состояние персонала, отсутствие проблем с наймом, низкая текучесть потребителей и очередь потенциальных покупателей у дверей фирмы - бросаются в глаза безрезультативные попытки менеджмента вернуть неудовлетворенных потребителей из-за невысокого уровня предлагаемых услуг, низкого морального облика, высокой текучести персонала и клиентов, неудовлетворительной торговли и роста.
Еще и еще раз следует подчеркнуть, что сервисная организация это комплексная и чувствительная система, в которой множество элементов и функций находятся во взаимозависимости и взаимодействии.
Ставя диагноз трудностей сервисной фирмы, нужно помнить, что очень редко в их основе лежит единственная причина или симптом. Гораздо удобнее диагностировать проблемы в рамках "порочного круга", в котором видна взаимозависимость различных факторов. Этот тип анализа учитывает системный характер сервисной организации и помогает выявить критические точки, изменения в которых могут превратить порочный круг в позитивный.
Причины и факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций:
1. Усложнение сервисной системы;
2. Рост без контроля развития всех элементов системы;
3. Несоответствующая структура власти;
4. Неспособность привлечь и увлечь персонал;
5. Несоответствующие экономические контрольные системы;
6. Плохой операционный менеджмент услуг;
Несоответствие между пакетом услуг и ожиданиями потребителя.
Необходимо 12 плюсов, чтобы уничтожить один минус. Это объясняет, почему сервисные компании терпят неудачу, когда, например, уходят опытные специалисты или совершаются радикальные изменения. В таких ситуациях детальные и глубокие знания, приобретенные в ходе длительного процесса изучения данного дела и которые помогают верно оценивать каждый элемент сервисного пакета, могут быть легко утрачены.
Плохой операционный менеджмент услуг. В розничной индустрии существует поговорка: "розница - это точность, детальность". Она могла бы послужить девизом для сервисных компаний.
Быть внимательным к деталям, заставить мелочи работать на вас, ежедневно проверять состояние сервисной системы - все это необходимо для успеха. Плохое и небрежное управление в операционной сфере ведет к краху.
Вот типичные утверждения менеджеров в большой сервисной компании, где управление операциями и результаты начали ухудшаться:
"Я не знаю, знает ли мой босс, с чем я хорошо справляюсь".
"Мы почти не помогаем друг другу".
"Очень трудно работать хорошо, когда вы получаете только фрагментарную информацию, что происходит в офисе".
"Многое здесь не ясно".
"Наши внутренние проблемы часто обсуждаются, но никто ничего не делает в связи с этим".
"Мой босс не кажется заинтересованным тем, что я делаю".
Неумение привлечь персонал. Пока имидж компании, воплощенный в результатах, не сможет привлечь высококвалифицированных специалистов, которые сами по себе есть необходимое условие для успеха и роста, до тех пор ничто не может предотвратить вовлечение компании в порочный круг.
Оценки эффективности труда работников управления должны быть, с одной стороны, дифференцированными, а с другой - интегрированными, но во всех случаях основанными на определенных критериях и показателях.
Оценка эффективности индивидуального управленческого труда является одной из наиболее важных, поскольку дает возможность не только определить качество труда, но и разработать эффективную систему поощрения, ответственности и санкций, создать резерв для выдвижения, а также решить ряд других вопросов, направленных на повышение эффективности управленческого труда (оценка эффективности работы аппарата управления или его подразделений - коллективного управленческого труда, а также отдельных мероприятий, направленных на совершенствование систем и процессов управления).
Определение эффективности индивидуального управленческого труда имеет свою специфику, вытекающую из роли, которую играют отдельные категории работников в процессе управления хозяйством. Одни и те же показатели эффективности труда не могут, например, устанавливаться для руководителя и специалиста, специалиста и технического исполнителя, поскольку стоящие перед ними задачи, а, следовательно, и содержание их труда не одинаковы. Исходя из этого, для определения эффективности труда различных категорий работников аппарата управления применяют разные показатели.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.