2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
Организационный порядок (регламент) не должен подавлять свободу, а свобода не должна разрушать регламент. Порядок не должен вырождаться в окостенение, а инициатива - в хаос.
Эти ситуации требуют от руководителя принятия необходимых решений. Решение - это основная форма управленческой деятельности. Оно предопределяет направленность остальных функций управления.
Проблемы принятия решений, как и управление в целом, естественно привлекают большое внимание как исследователей, которые работают в разных научных направлениях, так и практиков-организаторов. Теория и методология принятия решений является важнейшей составляющей современной науки об управлении — менеджмента. Главным назначением методологии принятия решений является разработка подходов, рекомендаций, дающих возможность обосновать выбор наиболее верного решения в сложных и неопределенных конкретных ситуациях.
Традиционно задача выбора наилучших решений осуществлялась с помощью единой числовой функции — критерия оптимальности. Лучшим считалось решение, которое обеспечивает максимум (или минимум) избранного критерия. Сегодня в большинстве случаев качество решений, направленных на решение практических задач, характеризуется не одним, а многими несравнимыми критериями. Поэтому сегодня приходится принимать решение, основываясь не на одном, а на многих критериях. А для этого руководителю необходимо овладеть общетеоретическими и общеметодологическими вопросами анализа ситуаций и самостоятельного принятия решений.
Существует целая система выбора управленческих решений: системный анализ, теория массового обслуживания, линейное программирование, динамическое программирование, теория управления запасами, сетевое моделирование, экспертные оценки, изучение и обобщение опыта, метод индукции и т. п. Использование руководителем тех или иных методов выбора альтернативных решений зависит, прежде всего, от его профессиональной компетентности, опыта работы и социально-психологических особенностей и т. п.
В комплексе мероприятий по усовершенствованию системы управления предприятием большое значение имеет развитие теории принятия решений. Управленческие решения принимаются на всех уровнях руководства в соответствии с функциями, обязанностями и правилами, установленными в организации. Процесс принятия решений связаны с необходимостью выбора наилучшего из большого числа возможных вариантов - управленческие решения — это наилучший способ достижения любой цели управления, выбранный в процессе анализа нескольких вариантов.
Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие большого количества вариантов действий, из которых необходимо выбрать наилучший. Решение — это выбор соответствующего курса действий из возможных вариантов. Под решением понимается и определенность действий относительно объекта управления (план, инструкция, приказ и т. п.). Выбор наилучшего варианта — и есть принятие решения. Процесс, включающий разработку альтернатив, является процессом принятия решений.
Научная подготовка и принятие оптимального управленческого решения — это комплексная проблема, которая включает технику, технологию, математические, экономико-математические методы, теорию информации, логику, социологию, экономику, психологию поведения людей.
Назначение менеджмента и состоит в принятии решений. Решения необходимы везде и являются составной частью любой деятельности нашей жизни. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны рассматривать принятие решений как категорию науки поведения. Но большинство исследователей едины в том, что принятие решений является родовым видом деятельности в профессии менеджера, в частности лауреат Нобелевской премии Г. Саймон называет их "сутью управленческой деятельности".
Многолетние дискуссии по поводу принятия решений в менеджменте ставят более конкретный вопрос о том, как происходит выбор альтернативы в условиях неопределенности современного предпринимательства. Джек Дункан отмечает: "Менеджеры — это люди, которые зарабатывают себе на жизнь в напряженной, постоянно меняющейся среде, которая ничего не прощает". Зачастую результатом этого является невозможность заняться тщательными расчетами и хорошо структурированным календарным планированием. Логически возникает вопрос, каким образом человек может принимать эффективные решения в подобных непредсказуемых условиях?
Рассматривая проблему природы управленческого труда, выяснилось, что абсолютно логическая, построенная на рациональности, деятельность менеджера невозможна. Если бы это было иначе, то использование общепризнанных научных методов почти во всех сферах менеджмента было бы значительно упрощено. Принятие решений всегда рассматривалось как логический процесс, и именно здесь менеджмент больше всего приближается к настоящей науке. Хотя сама идея логического, рационального выбора человека, как известно, была выдвинута философией, экономикой и социологией еще задолго до появления менеджмента как науки.
Одним из наиболее влиятельных сторонников идеи рациональности в принятии решений был Макс Вебер. Его работы были настолько комплексными, что на них ссылаются и социологи, и философы, и экономисты. Нас, прежде всего, интересуют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур и те следствия, которые они имеют для принятия решений.
Рационально действующий менеджер — это руководитель, который хорошо осведомлен. Нерационально действующему менеджеру не хватает знаний. Первый имеет намерения, цель. Второй — нет. Рациональность выступает средством дифференциации разных поступков. Рациональное поведение ориентировано на однозначную цель, а средства для достижения этой цели выбираются на основе оптимально доступной информации.
Если М. Вебер обосновал важную роль рационализма, то Г. Саймон использовал это понятие для исследования поведения администраторов. Саймон изучал вопросы и способы принятия решений на протяжении 30 лет. Идеи о принятие решений в менеджменте начал разрабатывать в своей книге "Административное поведение", опубликованной еще в 1946 г. Ориентированность книги на принятие решений оказалась в самом методологическом подходе, согласно которому любая практическая деятельность состоит из решений и действий. Управление и администрирование необходимо рассматривать и как процессы принятия решений, и как процессы, в состав которых входит действие.
Решение рассматривается как понятие иерархического характера. Каждое решение на низшем уровне связанно с реализацией цели, заданной в решениях, которые принимаются выше. Таким образом, менеджеры (или человек, принимающий решения) концентрируют свое внимание на получении удовлетворительной прибыли, и их (его) не интересует объективная реальность. Саймон делает вывод: "...то, что, по убеждению менеджеров, необходимо делать, ... довольно часто отличается от того, что они делают на самом деле".
Существуют разные определения управленческого решения. И. Кхолл в книге "Эффективность управленческих решений" определяет его так: "Под управленческими решениями понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления - индивидуального и коллективного, - которая направлена на разрешение определенной проблемы - управленческой ситуации".
"Выбор альтернативы" - самое короткое определение того, что такое решение. Есть и такое: "Решение в процессе управления представляет собой комплексный мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий".
И то и другое определения справедливы. Однако для более глубокого понимания сути вопроса целесообразно пользоваться, по возможности, лаконичными определениями, тем более теория принятия управленческих решений тоже дает свои определения. Поэтому примем за основу следующие определения:
Принятие управленческого решения - это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы.
Управленческое решение - это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблем.
Принятие решений - кульминационный момент любого управления. С начала его проведения в жизнь появляются предусмотренные изменения в сервисной организации, в сервисной системе или составляющих их элементах.
Чем сложнее управленческий объект, - а сервисные системы именно такими объектами и являются, - и значительнее временной период, тем труднее выработать правильное решение, наилучшее из всех возможных, а потому при его разработке, принятии и осуществлении необходимо опираться на знания и использовать объективные законы и закономерности, определяющие развитие объекта управления.
Хорошо обоснованное и своевременно принятое решение является важнейшим залогом успешной управленческой деятельности.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.