3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
Понятие "покупательские риски" связывает клиентов и персонал сервисных организаций и компаний.
Покупка любого товара или услуги обычно связана с покупательским риском. Знание отличительных характеристик услуг позволяет почувствовать, что с ними связаны большие риски, чем с физическими товарами.
Неосязаемость услуг означает, что потенциальные потребители, например, не могут увидеть или потрогать многие услуги до их покупки или использования. Типичный вопрос, который они могут себе при этом задать: "На что это может походить?"
Изменчивость. Если вы покупаете технику, то одновременно получаете информацию об определенных стандартах использования этой техники. Совсем иное дело человек, оказывающий вам услугу. Например, сегодня автомеханик делает высококачественный ремонт, а завтра выполняет эту же работу совсем иначе. Выражения типа "Моя жизнь в ваших руках" очень хорошо описывает эту ситуацию.
Гарантии. Исторически услуги не сопровождались предоставлением каких-либо гарантий. Скажем, вы сможете вернуть бракованную машину, но как вернуть неудачную стрижку, плохой учебный курс или неправильно проведенное решение? Однако прогресс наблюдается и в этих ситуациях. Главная трудность заключается в том, как оценить в деньгах ущерб от неудачной стрижки, плохого курса или неэффективного лечения.
Сложность. Услуги могут быть такими технически сложными или специализированными, что потребитель из-за отсутствия опыта или специальных знаний не сможет их реально оценить. Обычно потребитель доверяет конкретному врачу, автомеханику, финансисту или другому специалисту, но как узнать правильно ли сделан выбор? "Как я узнаю, что он выполнил работу хорошо?"
Отмеченные проблемы, присущие процессу приобретения услуг, увеличивают покупательский риск и затрудняют его оценку:
1. Риск исполнителя - насколько хорошо выполнена работа? Физический риск - не будет ли вреда для покупателя?
3. Финансовый риск - будут ли компенсированы все затраты?
4. Психологический риск - как приобретение услуги повлияет на самопознание и самоуважение?
5. Социальный риск - как покупка повлияет на имидж человека в глазах друзей, коллег, других членов общества?
6. Потеря времени - потеря времени, усилий, удобств при покупке, замене, ремонте.
Эти типы рисков были детально исследованы и описаны применительно к физическим товарам. Но лишь совсем недавно такие исследования стали проводить применительно к услугам.
Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе, и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка, товаров. Это связано главным образом с тем, что уровень неопределенности при получении услуг выше, чем при покупке товаров, а, следовательно, выше и возможные психологические, финансовые потери, потери времени. Вместе с тем выяснилось, что существуют различия в степени риска не только между товарами и услугами, но и в зависимости от важности и стоимости услуг, а также от степени самоуверенности покупателя, которая определяется, как правило, его знаниями и опытом, его личностными характеристиками.
Недобросовестные фирмы используют весьма успешно тот факт, что риск покупателя при продаже услуг гораздо выше, чем при продаже товара, и оценить его сложнее. Клиенту сложно оценить риск и ущерб, связанный с некачественным выполнением медицинских, финансовых, консультационных услуг: риск потери здоровья, имущества, имиджа.
Потребителям для уменьшения риска при приобретении услуг рекомендуется внимательно ознакомиться с рекламой фирмы, оказывающей услуги, по возможности сравнить услуги конкурирующих фирм, попытаться получить отзывы специалистов или бывших клиентов.
Фирмы сферы услуг, заботящиеся о своем имидже, формировании постоянной клиентуры, должны сами разрабатывать меры по уменьшению возможного покупательского риска, исследования в сфере услуг показывают, что репутация фирмы снижает степень покупательского риска (первое место среди потенциальных стратегий снижения риска).
Как уменьшить риск?
Большинство методов уменьшения риска разработаны для товаров. Применительно к услугам можно порекомендовать следующее:
Продавец услуг должен определить ожидания потребителей до получения услуги. Важно привести ожидания к возможно более реалистичному уровню или подготовить потребителя к результатам до оказания услуги.
Необходимо заботиться о выполнении обещаний, данных в рекламных проспектах. Обещайте только то, что можете выполнить!
Потребители испытывают затруднения в оценке услуг, поэтому необходимо помочь им понять, что они должны искать до, в течение и после получения услуги.
Поскольку услуги характеризуются тесным взаимодействием людей, то большое внимание должно быть уделено отбору, обучению и наблюдению за контактирующим персоналом.
Для уменьшения риска и привлечения покупателей следовало бы оказывать пробные услуги. Однако, это не везде возможно: у парикмахера или у зубного врача, например.
Изменчивость услуг может быть уменьшена путем разработки стандартов обслуживания. Предоставление доказательств, материальных частей до, во время и после оказания услуги также может уменьшить чувство изменчивости.
Гарантии и обязательства по возврату средств, несмотря на сложности их обеспечения в сфере услуг, повышают интерес потенциальных клиентов к организации. Чаще используйте формулу "Вы ничем не рискуете".
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.