logo search
Экономика фирмы УМК

Ценностная значимость предприятия

Рост ценностной значимости (а не прибыли) является основной целью предприятия. Особенно это касается частных компаний. Для них прибыль не представляет особого интереса, ибо ей надо делиться с правительством. Прибыль игнорирует временной фактор и не учитывает качественных аспектов будущей деятельности.

Предприятие преследующее рост своей ценностной значимости, должно иметь следующее:

1. Нужно управлять риском (избегать проектов, сулящих высокие прибыли при высоком риске). По сути речь в данном случае идет об обеспечении надежности хозяйственной деятельности.

2. Нужно платить дивиденды. Они должны соответствовать потребностям акционеров и самому предприятию. Это поддерживает высокую стоимость акций и рыночную стоимость самого предприятия.

3. Нужно стремиться расти. Увеличивая продажи, рыночную долю, номенклатуру продукции и услуг, предприятие защищает себя от появления сильных конкурентов и прочих рыночных невзгод.

Рост ценностной значимости обосновывается ростом доходов, снижением рисков (производственного, коммерческого, финансового), общественной значимости предприятия, принятием верных управленческих решений, направленных на обеспечение надежности хозяйственной деятельности.

В табл.11 приводится информация о доходах и активах предприятия на определенную дату. Здесь же представлен расчет ценности предприятия, которая складывается из рыночной цены акций и прибыли предприятия (за вычетом его обязательств — текущих и долгосрочных).

Таблица 12.

Доходы, активы и ценность предприятия на конец года

№ п/п

Показатель

тыс.долл.

1.

Выручка от реализации

3414

2.

Прибыль предприятия

293

3.

Стоимость всех активов (п.4. + п.5)

2536

4.

Стоимость акционерного капитала

2423

5.

Все обязательства

113

6.

Номинальная цена акций (100 тыс. штук)

1500

7.

Рыночная цена акций

6014

8.

Нераспределенная прибыль

923

Ценность предприятия (п.7 + п.8 - п.5)

6824

Как видно из табл.13, ценность предприятия равна 6824 тыс. долларов, что значительно выше стоимости акционерного капитала. При этом показатель эффективности (Е) равен 0,15 (п.2 : п.3) и надежности (Н) - 20,5. Последний показатель определяется путем сопоставления рыночной цены акций и прибыли на одну акцию. Он характеризует рыночное восприятие уровня риска предприятия. Причем важность имеет не только величина, но и динамика этого показателя. Если на рынке становится известно, что перспективы предприятия улучшаются, то показатель надежности возрастает. Если же положение ухудшается (или возрастает рискованность операций), то величина этого показателя падает.