3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
К формам и методам влияния государства на сферу услуг, которые действуют не прямо, а опосредствовано, через систему экономических рычагов следует отнести финансовую, налоговую, денежную - кредитную политику и другие инструменты. Экономическая теория так классифицирует инструменты, посредством которых государство влияет на экономику:
- налоги, которые сокращают частные расходы и вследствие этого создается возможность осуществления государственных расходов, а точнее, государственного финансирования отраслей, осуществление мероприятий по социальной защите населения;
- функциональное использование государственных средств, которое побудило фирмы или домашние хозяйства изготовлять соответствующие товары и осуществлять услуги, а также трансфертные выплаты, что обеспечивают соответствующий уровень дохода определенной прослойке населения;
- регулирование или контроль, которые стимулируют соответствующую экономическую деятельность или вынуждают отказаться от нее.
Государство выступает главным субъектом экономических отношений на основании того, что оно владеет верховной властью, поэтому может регламентировать любой вид деятельности. Поэтому сам факт государственности выступает объективной социально-экономической предпосылкой государственного регулирования экономики на всех фазах воссоздания всех секторов экономики.
Следует отметить, что в развитых странах характерными чертами малого бизнеса в сфере услуг являются:
- высокая правовая защищенность и предоставление разнообразных видов помощи со стороны государства, в том числе финансовая, техническая, информационная, сниженные налоги на инновации, контракты на разработку новой продукции, оплата региональными органами консультационных услуг для малого бизнеса (технические и финансовые оценки, складень бизнес-планов, сбор информации о спросе и предложение научно-технических услуг для малого бизнеса);
- крепкие и партнерские отношения малого и крупного бизнеса (особенно это выражено в Японии, где межфирменные отношения охватывают более половины мелких предприятий, что работают в соответствии с планами и программами больших компаний);
- значительную роль играет венчурное финансирование малого бизнеса. Источниками большей части такого рода вкладов в сферу услуг являются структуры, функционирование которых не облагается налогом: благотворительные организации, пенсионные фонды, страховые компании, частные сохранения, средства из заграничных источников;
- быстрый оборот капитала, невысокая капиталоемкость, рациональное использование и гибкость профессиональной структуры трудовых ресурсов.
Значительное влияние на развитие рынка услуг в Украине имеет законодательная база. Например, Закон Украины “О патентование некоторых видов предпринимательской деятельности” определяет правила таких видов деятельности как розничная и оптовая торговля, предоставление бытовых и других услуг. Патентование и лицензирование выступают сдерживающими факторами развития рынка услуг. Патентованными должны быть лишь те виды предпринимательской деятельности, которые связаны с риском для жизни людей или угрожают их здоровью. Лицензия должна выполнять функцию защиты отечественного производителя товаров и услуг.
Достаточно несовершенной является сеть предоставления информационных услуг больших предприятий. Доныне еще не создана сеть справочно-информационных и консалтинговых служб для малых предприятий. Возникает потребность создания специализированной инфраструктуры, которая бы была ориентирована на потребности именно малого бизнеса. То есть, таким образом можно достичь двоякого результата: развитую сеть информационных и консультационных услуг – с одной стороны, а из второго - это будет содействовать развитию других отраслей сферы услуг, в которых преобладают малые предприятия.
Одной из существующих составляющих регулирования производства и потребления услуг выступает система финансирования. Роль ее в условиях новых экономических отношений, в частности расширение экономической самостоятельности регионов, значительно растет, поскольку преобладающая часть расходов на развитие сферы услуг должна финансироваться из местных бюджетов или за счет собственных средств предприятий. Поэтому важно разработать такие принципы финансового регулирования, которое содействовало бы более эффективному использованию средств, а также повышало финансовую ответственность предприятий. Как уже отмечалось, услуги, выходя из социально-экономических особенностей, разделяются на две группы: социально-культурные, при предоставление которых не создается продукт вещево-материальной субстанции, и коммунально-бытовые, которые в большей части выступают в виде соответствующих результатов труда, что материализуются.
В течение многих лет в бюджетном финансировании деятельности заведений социально-культурного обслуживания преобладала жесткая регламентация использования средств; численность работников и штатное расписание также устанавливались вышестоящей организацией. В результате не было возможности маневрировать ресурсами, увеличивались “узкие” места, нерешенные вопросы перерастали в большие проблемы. А самое главное – не было заинтересованности в эффективном использование финансовых средств, поскольку оно не оказывалось на материальном стимулирование рабочих.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.