logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня

  1. Роль сферы услуг в современных условиях.

  2. Сервис как деятельность.

  3. Сервис как потребность.

  4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.

Минилексикон: непроизводственная сфера (сфера услуг, сервисная индустрия, сфера обслуживания и др.), общественное производство, потребность, услуга, сервис, отрасль, классификация

  1. Роль сферы услуг в современных условиях

Менеджмент непроизводственной сферы начал складываться с конца 70-х годов прошлого века. Однако его теоретические основы закладывались гораздо раньше в рамках других наук. Речь идет о политической экономии, кибернетике, менеджменте, социологии, психологии. В данном лекционном курсе обобщены имеющиеся на сегодняшний день в науке управления и других науках знания организационно-экономических и социально-психологических закономерностей, действующих в непроизводственной сфере общества.

В мировой рыночной экономике наряду с рынками товаров, капита­лов, рабочей силы существует рынок услуг. Рынок услуг представля­ет собой сложную систему, основной задачей которой является удов­летворение потребностей населения в услугах. В основе рынка услуг лежит обширная и быстро растущая часть мирового хозяйства — сфе­ра сервиса. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни.

Роль сферы сервиса в современных условиях определяется сле­дующими факторами:

- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;

- сфера сервиса неуклонно увеличивает свою долю в валовом внут­реннем продукте страны;

- за счет сферы сервиса сокращается время обслуживания домаш­него хозяйства, что повышает качество жизни населения.

Успешная деятельность предприятий сферы сервиса в условиях рыночной экономики и конкуренции возможна при такой организации управления, которая может воздействовать на внутреннюю и внеш­нюю среду предприятий. Для этого, в частности, необходимо создание новой организационной модели обслуживания. Следует помнить, что отношение населения к сфере обслуживания формировалось в усло­виях общественной собственности на средства производства, моноцен­трической системы хозяйствования, централизованного управления, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий. В усло­виях рынка предприятия сервиса функционируют на основе различ­ных форм собственности, полной хозяйственной самостоятельности и конкуренции. Это предполагает гибкое сочетание различных методов рыночного хозяйствования и выбор такой организационной моде­ли сервиса, которая способна быстро адаптироваться к изменениям внешней среды в условиях конкуренции.

Особую актуальность приобрели этические аспекты сервисной деятельности, в частности взаимодействие работников предприятий сервиса и потребителей их услуг. Важнейшее значение приобретает профессиональная этика, благодаря которой формируется имидж пред­приятий сервиса, обеспечивается увеличение объема услуг, а, следо­вательно, более полно удовлетворяется спрос населения на услуги.

Сложность и новизна проблемы организации сферы сервиса в усло­виях конкуренции привели к появлению различных мнений и подхо­дов к определению содержания понятия «сервисное обслуживание», важнейшие из которых освещаются в данном лекционной курсе.

Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся сфер экономики. Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.

У нас в стране сфера услуг, также, обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.

Без учета специфики услуг, понимания их природы и сущности менеджмент в этой сфере не может быть успешным.

Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки, главным образом по двум причинам:

  1. Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные.

  2. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

Эти особенности рынка услуг, а также специфика самих услуг определяют особенности менеджмента услуг, менеджмента в непроизводственной сфере.

Сфера сервиса представляет собой часть экономической системы, которая выполняет соответствующие ей функции в системе общест­венного воспроизводства. Основой функционирования сферы услуг являются необходимые трудовые, материальные, организационно-технологические и финансовые ресурсы. В зависимости от их исполь­зования на предприятиях сервиса можно достичь устойчивого роста объема услуг для населения, обеспечив при этом удовлетворение воз­растающего спроса на услуги в стране.

Рост и развитие производительных сил приводят к углублению общественного разделения труда и естественной эволюции всего общественного производства (ОП). Общественное производство представляет собой систему взаимосвязанных видов труда, которые играют различную роль в деятельности общества.

Результатом трудовой деятельности являются либо материально-вещественные предметы, либо духовные блага, либо услуги. Теория рассматривала в качестве важнейшей человеческой деятельности сферу материального производства, поскольку в этой сфере создается совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход. Эта сфера тесно связана с духовным производством. Определенная часть результатов труда создается на стыке материального производства и непроизводственной сферы. Например, книги, журналы, газеты являются результатом духовного труда авторов, издательства, редакции как представителей непроизводственной сферы и полиграфических предприятий (типографий), относящихся к материальному производству.

Наряду с этим в общественном производстве имеет место труд, направленный на оказание услуг, «производство услуг», которые традиционно делятся на производственные (для материального производства) и непроизводственные. Услуги выполняются звеньями общественного производства, относящимися как к материальному производству, так и непроизводственной сфере.

Совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, различных услуг составляют крупные части общественного производства – его сферы. Специфические функции и свойства сфер общественного производства определяют их место в общей системе хозяйства любой страны.

Непроизводственная сфера и ее роль в экономическом прогрессе уже несколько десятков лет привлекают внимание ведущих зарубежных и отечественных исследователей – философов, экономистов, социологов, экологов и т.д. Одной из проблем разработки теории рынка услуг является уточнение понятий, которые объясняют услуги. Так, например, при определение названия отрасли, посредством которой предоставляются услуги, используются следующие определения: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство» и так далее. Каждая категория концентрирует внимание на определенном акценте, который отображает всю системность понимания. Так, например, «непроизводственная сфера» сосредоточивается на уточнение отличий от сферы производства, а «нематериальное производство» или «нематериальная сфера экономики» выделяет материальность и нематериальность произведенного продукта. То есть, можно сделать вывод, что применение разных понятий определения «предоставления» или «производства» услуг отображает сложность и недостаточный уровень теоретического обоснования постоянно растущего значения услуг во всестороннем и гармоническом развитии человека.

Прогресс сферы услуг, непосредственно соотносится с динамикой уровня жизни населения. В первой половине 60-х годов прошлого века сильным фактором роста сферы услуг в большинстве развитых стран мира послужило повышение благосостояния основной массы населения в результате увеличения общественной производительности труда. Удовлетворив базовые потребности в материальных товарах, люди получили возможность расходовать все больше средств на услуги, что раньше исключалось через низкий уровень доходов, которые обеспечивали лишь расходы на питание, оплату жилья, покупку товаров долгосрочного пользования, и т.д. Так, если в начале ХХ века американский средний класс из своего месячного дохода мог выделять на оплату разного рода услуг не более 2 – 3 %, то в конце 60-х годов – уже 25 %, а теперь – около 40 %.

В то же время практика функционирования социально-экономических моделей ведения хозяйства в развитых странах показала, что сфера услуг оказалась чрезвычайно важной и с точки зрения формирования образовательного, культурного уровня трудового потенциала, и с точки зрения удовлетворения потребностей членов общества, и с точки зрения влияния на производственную сферу в плане повышения уровня удовлетворения общественных потребностей.

Темпы развития непроизводственной сферы сегодня опережают сферу производства. Например, в странах Западной Европы в этой сфере заняты более чем 66% от общего количества числа занятых, в США – 73%, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходиться 80 - 90%.

Современная развитая экономика характеризуется динамическим расширением сферы услуг и превращением ее в крупный сектор хозяйства. В США в начале 90-х гг. часть услуг в ВВП достигла 19,3 % (в 1970 г. – 11,6 %), тогда как часть производственной уменьшилась за этот период с 25,9 % до 17,2 %. Во Франции в сфере услуг к началу 1990-х гг. насчитывалось 600 тыс. предприятий, на которых было занято 3 млн. человек и которые реализовывали около 10 % ВВП и 120 млрд. франков инвестиций. Еще 500 тыс. предприятий было в торговле с числом занятых 2,7 млн. человек и 70 млрд. франков инвестиций.

С точки зрения развития сферы услуг, Украина отстает от ведущих стран мира, поэтому важной проблемой для Украины является развитие сферы услуг как составляющей экономического роста.

Именно развитие сферы платных услуг в условиях рыноч­ных отношений может стать существенным стабилизирующим факто­ром экономического роста. Эта роль сферы услуг может проявиться в нормализации потребительского рын­ка, смягчении проблем безработицы путем организации новых рабо­чих мест, росте благосостояния населения, организации обслужива­ния социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения, привлечении значительных инвестиционных ресурсов для развития предприятий услуг.

В настоящее время исследования сферы сервиса подтверждают необходимость дальнейшего повышения качества услуг, формирова­ния постоянной клиентуры, изучения потребностей клиентов, фор­мирования принципов организации и продажи услуг, создания спро­са на услуги, повышения эффективности оказания услуг.

Глубокое теоретическое изучение сущности сервиса, формирова­ние понятийного аппарата позволят обеспечить успешное социаль­но-экономическое развитие данной отрасли.

  1. Сервис как деятельность.

Оказание услуг — широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги — по­мощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) и т. п. — не требуют особых знаний и подго­товки. Однако уже в древности существовали люди и целые организа­ции, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, про­фессиональных навыков и соответствующего оборудования. В XX веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой дея­тельности. Сейчас более 70% промышленно развитых стран являются участниками мирового рынка услуг. Закономерности сервисной дея­тельности требуют детального анализа, без которого ее невозможно организовать на уровне современных требований.

Сервис — это особый вид человеческой деятельности, который направ­лен на удовлетворение потребностей клиента путём оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или ор­ганизациями.

При определении сервиса используются три ключевых понятия: деятельность, потребность и услуга. Раскрытие содержания этих по­нятий дает возможность подробнее показать, что такое сервис и в ка­ких формах он может осуществляться.

К сфере услуг, или сервисной деятельности, сейчас принято отно­сить ряд крупных секторов экономики: торговлю, финансы, транс­порт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования и управления (хотя деятельность в трех последних сферах не сводится только к оказанию услуг). Более подробная классификация, принятая учеными, включает в сер­висную деятельность:

- бытовые услуги;

- услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;

- жилищно-коммунальные услуги;

- услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги;

- услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;

- правовые услуги.

Это классификация видов сервиса по сферам его осуществле­ния. Однако лучше понять содержание сервисной деятельности по­зволяет другая классификация, в основу которой положены четыре главные формы человеческой деятельности: материально-преобразо­вательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуни­кативная (общение). Сервисные услуги могут быть оказаны в любой из этих сфер, причем в каждой из них они обладают некоторой спе­цификой,

1. Материально-преобразовательная деятельность — это измене­ние человеком природы, создание окружающего нас мира вещей, а также преобразование общества и человеческого организма. Сер­вис в данной сфере включает в себя разнообразные услуги, в том числе индивидуальные, по удовлетворению материальных потреб­ностей людей. Например, изготовление по специальным заказам всевозможных предметов и приспособлений, транспортировка товаров, ремонт и техническое обслуживание. В сфере торговли сервис делится на предпродажный (демонстрация, проверка и упаковка товара) и после продажный, включающий, в свою оче­редь, гарантийное (бесплатное) обслуживание в течение установ­ленного срока и послегарантийное обслуживание, которое может продолжаться в течение всего периода эксплуатации изделия. Удов­летворяя потребности пользователя товара, такой сервис стано­вится дополнением процесса производства и в условиях конку­ренции помогает повысить спрос на товар, освоить новые рынки сбыта. Кроме того, сервис в материально-преобразовательной дея­тельности проявляется в создании, организаций и общественных структур, способных выполнять сервисные функции. Наконец, к материальной сфере деятельности относится удовлетворение не­которых потребностей самого человека. Это медицинские услуги, бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги в области спорта и физической культуры, образовательные услуги (посколь­ку они формируют человеческую личность, вырабатывают у чело­века умения и навыки).

2. Познавательная деятельность направлена на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека и требует пре­доставления знаний или информации (различие между знанием и информацией в данном случае не имеет большого значения). К этому типу относятся образовательные услуги, хотя они не все­гда сводятся только к передаче информации, а включают в себя процесс общения, воспитания, выработки навыков какой-либо деятельности. Получение, обработка, структурирование и предо­ставление информации превратились в современном обществе в широкую сферу деятельности, которую можно назвать инфор­мационным сервисом.

Многочисленные службы и организации, действующие во всем мире, обеспечивают своих потребителей информационными услу­гами. В последние годы одним из главных технических средств предоставления информационных услуг стал Интернет. Информационный сервис, обеспечивающий познавательную дея­тельность общества, имеет несколько уровней сложности, разли­чающихся глубиной анализа и переработки информации. Можно выделить два главных уровня сервиса в познавательной деятель­ности:

- эмпирический — предоставление информации об отдельных фак­тах и событиях;

- теоретический — анализ информации, выявляющий закономер­ности функционирования и развития данной сферы явлений. На эмпирическом уровне сервиса в познавательной деятельности предоставляются сравнительно простые справки о местонахожде­нии и режиме работы учреждений, наличии товаров и ценах на них, событиях политической или культурной жизни, а также справки юридического характера. Услуги этого рода могут оказывать спра­вочные службы, а иногда даже лица, не имеющие специальной квалификации.

На теоретическом уровне информационного сервиса проводится анализ ситуации в экономике, изучение общественного мнения, состояния окружающей среды, перспектив развития спроса на товары и услуги, разработку образовательных программ. Такого рода услуги оказывают эксперты, аналитические центры, научно-исследовательские институты, учебные заведения и другие учре­ждения, располагающие информацией, способные обрабатывать ее на профессиональном уровне и предоставлять пользователю в нужном для него виде.

3. Ценностно-ориентационную форму деятельности часто смешива­ют с познавательной. Однако между ними есть принципиальное различие. Задача познания — объективно, без искажений отра­зить реально существующие природные и социальные явления. Задача ценностно-ориентационной деятельности — установить, ка­кое значение имеют эти явления для человека, выработать опре­деленное отношение к ним, дать им оценку. Эта оценка, конечно, зависит от человека и от того типа общества, в котором он живет. Систему ценностей (оценок событий и явлений окружающего ми­ра) вырабатывают мораль, искусство, политическая деятельность. Наука, наоборот, обычно стремится освободиться от субъектив­ных оценок и раскрыть объективные, независимые от воли и ин­тересов человека закономерности окружающего мира. Сервис в области ценностно-ориентационной деятельности осу­ществляется через рекламу, экспертизу, психодиагностику, имиджмейкерские услуга, художественно-оформительскую деятельность, услуги религиозного характера.

4. Коммуникативная форма деятельности — это организация обще­ния (коммуникации) между отдельными людьми и (или) органи­зациями. К этому направлению сервисной деятельности можно отнести организацию презентаций, встреч, конференций, выста­вок, переговоров, общения в Интернете, услуги по переводу с од­ного языка на другой, психологический тренинг общения, в ка­кой-то степени — деятельность средств массовой информации, услуги связи.

Коммуникативная деятельность всегда связана с передачей ин­формации, но не сводится только к ней. Исторически возникли три главных типа коммуникации: непосредственное личное общение; опосредованное общение с помощью произведений искусства, письменности и других знаковых систем; общение посредством электронных технологий: телефон, радио­связь, компьютерные сети.

Сервис при организации личного общения направлен на создание условий для прямых человеческих контактов, возможностей для взаимопонимания людей. Общение при помощи письменности и бумажных технологий требует особых услуг по организации не­прямого взаимодействия через знаковые системы (услуги почты, печатная информация). Наконец, услуги по использованию электронных средств коммуникации резко расширяют возможности общения, делая его более оперативным.

Таковы особенности видов сервиса, связанные с существованием четырех основных форм человеческой деятельности.

Необходимо подчеркнуть: жесткое разделение на материально-преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную формы деятельности является научной абстракци­ей. Оно необходимо для детального исследования соответствующих сфер сервиса. В реальной жизни эти формы деятельности взаимо­действуют и переплетаются, а конкретная сервисная услуга обычно включает в себя элементы всех четырех форм. Так/услуги матери­ального характера по ремонту или техническому обслуживанию то­вара соответствуют материально-преобразовательной деятельности. Но при этом потребителя услуги, как правило, интересует получение некоторой информации о ней, ему бывает интересна также эксперт­ная оценка (мнение специалиста) о товаре и его техническом обслу­живании. Во всех без исключения видах сервисной деятельности возникает коммуникация (общение) между поставщиком и потреби­телем услуги. От их психологического контакта во многом зависит дальнейшее развитие данных услуг — особенно при работе с частными лицами в туристическом, медицинском, культурном, образователь­ном сервисе.

  1. Сервис как потребность.

Любая сервисная деятельность направлена на удовлетворение потреб­ностей клиента. Поэтому изучение потребностей необходимо для по­нимания механизмов сферы сервиса.

Что такое потребность? В повседневной жизни потребностью счи­тается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутст­вует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента — объективный и субъективный.

Объективное в потребностях — это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности во сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невоз­можна, а также некоторые более сложные социальные потребности.

Субъективное в потребностях — это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребно­сти — это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).

Сложное отношение между объективной нуждой и субъективным пониманием этой нужды создает огромное поле возможностей для сервисной деятельности. Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их дости­жения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим.

Во-первых, человек может иметь объективно обусловленную по­требность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого. В таких случаях сервисная деятель­ность направляется на формирование потребности, т. е. осознание потребности человеком и создание у него стремления воспользоваться предлагаемыми услугами. Формирование новых потребностей часто связано с созданием принципиально новых технических средств, на­пример автомобиля, телефона, телеграфа, телевизора, лазера, компь­ютера и т. п.

Во-вторых, потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путей реализации. В этой ситуации сервисная деятельность помогает уточнить и кон­кретизировать возникшую потребность, повлиять на ее формирова­ние и предложить соответствующий набор услуг. Так, сфера услуг предлагает новые формы организации отдыха, новые услуги связи, образования, здравоохранения, транспорта, бытового обслуживания, новые формы предоставления информации и т. п.

В-третьих, в наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребно­стями или даже противоречат им. В результате формируются так на­зываемые псевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуют различные термины для обозначения яв­лений этого рода).

Учитывая взаимосвязь между объективным и субъективным ком­понентами потребности, можно сформулировать такое определение:

Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устра­нению данного противоречия.

Сервисная деятельность оказывается одним из способов разреше­ния этого противоречия.

Сама постановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое содер­жание: каков критерий разумных потребностей? Можно ли вообще делить потребности человека на разумные и неразумные (т. е. «хоро­шие» и «плохие»)?

Если взглянуть на современный мир, мы увидим, что у людей самые разные пред­ставления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потреб­ность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потреб­ность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище. В зависимости от своих потребно­стей каждый из этих людей захочет воспользоваться услугами того или иного вида сервиса.

Как мы уже видели, потребности человека — не просто результат его каприза. В них можно выделить два больших пласта.

1. Существуют так называемые первичные, насущные, или виталь­ные (от Слова vitaжизнь), потребности, без удовлетворения ко­торых; человек вообще не может существовать. Это потребности в пище, жилье и одежде. Услуги, направленные на удовлетворение таких потребностей, были и будут востребованы всегда. Однако способы удовлетворения насущных потребностей постоянно меня­ются, порождая новые, вторичные, или производные, потребности. Поэтому усложняется и обслуживающая их сервисная деятель­ность. Ясно, например, что потребности в пище у первобытного человека удовлетворялись совсем не так, как у посетителя совре­менного ресторана. Потребность в информации и примитивные средства ее удовлетворения в Римской империи не идут ни в ка­кое сравнение с информационными потребностями пользователя Интернет и техническими средствами, которыми он располагает.

Экономисты сформулировали особый закон — закон возвышения потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к фор­мированию других, более сложных. По аналогии с этим законом можно сформулировать закономерность развития сервисной дея­тельности: оказание одних услуг ведет к возникновению потреб­ности в других, все более сложных видах услуг.

2. Представление о разумных потребностях опирается не только на объективные свойства человеческого организма, но и на систему ценностей, мировоззренческие представления, господствующие в обществе в целом или в отдельной социальной группе. Поэтому люди, имеющие сходные первичные, биологические потребности, могут обладать совершенно разными потребностями социального характера.

Социальные потребности не передаются по наследству биологи­ческим путем, а заново формируются у каждого человека в процессе воспитания, приобщения к культуре своего времени. Эти приобре­тенные в ходе индивидуального развития потребности зависят от со­циальной среды и принятой в ней системы ценностей.

В обществе всегда существует глубокая связь между развитием сервисной деятельности, принятой системой ценностей (законы, тра­диции, мораль) и системой государственной власти.

Рассмотрение взаимосвязи между сервисными услугами, потреб­ностями и другими явлениями общественной жизни можно обобщить следующим образом.

Факторы, влияющие на развитие сервисной деятельности:

  1. природные или сформированные обществом черты человека;

  2. уровень развития экономики и хозяйственная система;

  1. мораль и культурные традиции, сложившиеся в данном обществе;

  1. общественные структуры: государство, церковь, политические партии.

Психологи, социологи и философы предпринимали многочислен­ные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:

- материальные и духовные;

- преимущественно социальные и преимущественно биологические;

- социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;

- насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Эта классификация была обобщена в знаменитой иерархической теории потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Иерархия потребностей предстает в виде лестницы из пяти ступеней:

- физиологические потребности;

- потребность в безопасности и благополучии;

- потребность в любви (принадлежности кому-либо);

- потребность в уважении;

- потребность в самореализаций (самоутверждении).

Главная идея Маслоу — принцип иерархии — состоит в следую­щем. Потребности каждой новой «ступеньки» становятся актуальны­ми для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Таким, образом, запросы человека делятся на первичные (врожден­ные) и вторичные (социально приобретенные), а процесс возвыше­ния потребностей заключается в переключении внимания с низших потребностей на всё более высокие.

В целом можно сделать вывод, что структура и закономерности развития потребностей человека непосредственно влияют на разви­тие сервисной деятельности. В то же время у специалистов по сервису есть возможность обратного воздействия на систему потребностей — в некоторых пределах их можно целенаправленно формировать и кор­ректировать. Это изменение сферы интересов и, потребностей чело­века в современном мире осуществляется с помощью специальных методов и технических средств — маркетинговых исследований, рек­ламы, государственного регулирования, а также путем воздействия культурных традиций, деятельности религиозных и других общест­венных организаций.