2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
Необходимо отметить, что в развитых странах самым распространенным является малое предпринимательство в сфере услуг. Так, в США малые предприятия в финансовой сфере составляют 60 %, в оптовой торговле 86%. Опыт развитых стран подтверждает, что к особенностям малого предпринимательства в сфере услуг необходимо отнести:
высокий уровень правовой защищенности и предоставления разного рода помощи со стороны государства, в том числе финансовой, технической и информационной;
понижение ставки налогообложения, невысокие нормы амортизации, оплата государственными органами консультативных услуг, составление бизнес - планов и т.д.;
партнерские отношения малого и крупного бизнеса, венчурное финансирование малого бизнеса, в котором активную роль играют благотворительные организации, пенсионные фонды, страховые компании и др.;
быстрый оборот капитала, небольшая капиталоемкость, рациональное использование профессиональной структуры трудовых ресурсов;
В странах с переходной экономикой становление и развитие малого предпринимательства в сфере услуг обусловлено многими обстоятельствами экономической истории, стратегии и тактики реформ, уровнем государственного регулирования, наличием финансовых и правовых институтов поддержки малого предпринимательства. Преимущества малого предпринимательства в сфере услуг связаны с локализацией рыночных отношений в небольших “нишах” экономического пространства. Где потребности мобильного реагирования на изменение спроса и индивидуальный характер обслуживания является особенной чертой малого предпринимательства. Небольшие размеры стартового капитала, доступность технологических новаций позволяет сократить наем рабочей силы и обходиться небольшим количеством сезонных работников, которые частично заняты на отдельных операциях. Эти и другие особенности делают малое предпринимательство сферы услуг более мобильным и оперативным по отношению к изменениям спроса индивидуального потребителя. Известный украинский исследователь феномена малого предпринимательства З.Варналий утверждает, что «отсутствие целеустремленной последовательной финансовой поддержки государства и несовершенная система налогообложения стали основными негативными факторами на пути формирования рыночной среды и развития малого предпринимательства».
Следует отметить, что в Украине несогласованность в действиях органов контроля приводит к тому, что субъекты малого бизнеса за короткий срок многократно проверяют. В 2005 г. малые предприятия проверялись в среднем 9,6 раза. Активнее всего были налоговые органы, которые проверяли каждую фирму в среднем 2,8 раза, а длительность их проверок составляла в среднем 5,6 дня. Такая ситуация обусловлена в значительной мере хозрасчетными принципами функционирования налоговой инспекции, когда 30 % от размера штрафных санкций и пени идет на содержание налоговой администрации. Такое состояние противоречит принципам налогообложения, которые еще были выдвинуты А.Смитом. Кроме этого, расширенная система уплаты политической ренты предпринимателями за получение разрешений, уменьшение официальных выплат, за пользование исключениями и льготами. Подобные услуги государственных служащих дорого стоят и часто превышают 25 % обращения. Коррупция, корыстность бюрократии достигли в наше время невозможного уровня.
С другой стороны сами предприниматели содействуют неплатежеспособности своих предприятий исходя из убеждения о нестабильности политико-экономической ситуации. Вывоз средств на частные счета за границей содействует этому процессу. Логическим следствием неплатежеспособности являются существенные масштабы кредиторской и дебиторской задолженности. На начало 2000 года кредиторская задолженность отечественных предприятий почти вдвое превышала ВВП страны, а дебиторская – в 1,5 раза.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.