3. Темы контрольных работ
В соответствии с учебным планом студенты выполняют внеаудиторную контрольную работу. При ее самостоятельном выполнении студент углубляет теоретические знания в области организационной науки, строения и функционирования организаций, а также получает практические навыки проведения анализа внутренней и внешней среды организации, выявления проблем ("узких" мест) и путей их решения. Именно практический материал и его анализ, обоснованные предложения по совершенствованию функционирования и устранению выявленных недостатков в системе управления конкретной организации должны составлять основу контрольной работы (примерно 50% от общего объема).
Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения контрольной работы. Здесь же обосновывается практическая значимость заданной темы, определяются цели и задачи работы. Указывается объект исследования и его местонахождение, если в практической части контрольной работы речь идет о конкретной деловой организации, относящейся к классу социально-экономических систем.
Теоретическая часть контрольной работы должна обязательно содержать понятийный аппарат, в ней излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы. Желательно использовать несколько литературных источников для того, чтобы осветить различные концепции и взгляды российских и зарубежных ученых на данную проблему. Не допускается дословное заимствование всего текста раздела из одного учебного пособия. Свои обобщения и выводы можно иллюстрировать отдельными цитатами из опубликованных источников, делая на них ссылку.
Практическая часть контрольной работы выполняется на основе анализа деятельности конкретной деловой организации, при этом обязательно приводится ее наименование и организационно-правовая форма, краткая характеристика, состав и особенности организационных элементов (подсистем), основные результаты работы, характеристика выпускаемой продукции (услуг). Кроме общей характеристики деловой организации студенту рекомендуется изучить организационную структуру и функции аппарата управления, плановую и организационно-правовую документацию (регламенты), управление производством, ресурсный потенциал и систему работы с персоналом, управление маркетингом, финансовое состояние организации, информационную систему управления и другие сферы и направления деятельности. Автор контрольной работы не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденцию развития деловой организации, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения, делает выводы о необходимости проведения организационных изменений.
Рамки контрольной работы не позволяют проводить комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, вместе с тем, студенты должны приобретать навыки проведения следующих видов анализа:
- анализ объемов производства и ассортимента продукции;
- анализ в системе маркетинга;
- анализ качества и обновления продукции;
- анализ уровня организации производства;
- анализ уровня управления;
- анализ организационной структуры управления;
- анализ технической оснащенности и методов управления;
- анализ состава и организации труда работников управления.
Предприятие как управляемая система существует объективно и независимо от наблюдателя, оно является объектом исследования и управления со стороны менеджера. С другой стороны, такая система может рассматриваться как некий искусственно созданный набор элементов, предназначенных для решения экономических и социальных задач (техника, коллективы людей, ресурсы и другие средства, задействованные при создании предприятия). В любом случае предприятие состоит из многих звеньев, каждое из которых выполняет свою функцию и влияет на работу других элементов системы. Раскрывая заданную тему, каждый студент должен разработать практические рекомендации по совершенствованию определенной подсистемы или сферы деятельности организации (предприятия).
В условиях рыночной экономики предприятие должно самостоятельно формировать цели и задачи, разрабатывать стратегию и тактику своего развития, процедуры и методы управления, обеспечивающие наиболее эффективное достижение поставленных целей, поэтому решения, принимаемые менеджером, должны быть ориентированы на работу всего предприятия в целом. Состояние предприятия (организации) рассматривается как фактор, определяющий не только ресурсы, возможности целенаправленной деятельности, способность к выживанию, но и организацию этих процессов. Для решения практических задач управления необходимо исследование деятельности людей, входящих в состав организации. В этих целях студентам рекомендуется проводить наблюдения и опросы персонала (тестирование, анкетирование и т.п.)
Таким образом, социальную организацию рассматривают как сложную, управляемую и открытую систему с целенаправленным действием, что указывает на необходимость применения системного подхода при анализе деятельности организации. Именно с этих позиций необходимо проводить исследование внутренней и внешней среды любой организации. Наличие фрагментарности и безсистемности в контрольной работе, отсутствие практических рекомендаций или других результатов исследований является признаком ее низкого качества.
В заключении следует привести самостоятельные выводы по представленному материалу, обобщить рассмотренные проблемы. В конце работы приводится список использованной литературы, в том числе наименование статей из материалов периодической печати. В приложении к работе помещают вспомогательный материал, копии ведомственных документов и документов организации. В тексте контрольной работы должны быть ссылки на соответствующий номер приложения. Работа должна быть проиллюстрирована необходимыми схемами, графиками, аналитическими таблицами и диаграммами. Объем контрольной работы — 20-30 страниц, выполненных при помощи компьютера.
Изменение темы контрольной работы допускается только по согласованию с ведущим преподавателем или заведующим кафедры. В исключительных случаях отдельные категории студентов (безработные, домохозяйки и т.п.) практическую часть (третий раздел) контрольной работы могут выполнять по материалам российских периодических изданий, в которых публикуется новая информация о передовом опыте управления реально действующих деловых организаций (указание первоисточника обязательно). При этом обобщения, выводы и рекомендации студент должен сделать самостоятельно и с учетом заданной темы контрольной работы.
Начальная буква фамилии студента |
ТЕМА И ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ |
А, Б | Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний. 1. Понятие и сущность организации. Причины создания организаций. 2. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Вклад в теорию организации смежных научных дисциплин. 3. Характеристика конкретной организации (название, статус, строение, виды деятельности, основные показатели и т.п.). Анализ взаимосвязанных групп (персонал, собственники, потребители и др.). |
В, Г | Тема 2. Организация как сложная система. 1. Сущность системного подхода. Основные понятия системной парадигмы (научной, общепризнанной теории). 2. Организация как сложная и открытая система, преобразующая входные ресурсы в конечные результаты. 3. Характеристика конкретной организации как открытой системы. Анализ ресурсов организации и основных результатов ее деятельности. |
Д,Е | Тема 3. Организация как социальная управляемая система. Виды организаций. 1. Организация как особый вид социальных управляемых систем. Социальные свойства организации. 2. Организация и государственная система. Виды и типы организаций. 3. Характеристика конкретной организации как сознательного объединения людей и элемента общественной системы. Правовая форма, миссия и социальная значимость продукции (услуг) организации. |
Ж, З | Тема 4. Организация и управление. 1. Задачи управления современной деловой организацией. Миссия и цели организации. 2. Состав и структура элементов системы управления организацией, их взаимосвязь. 3. Характеристика элементов и анализ системы управления конкретной организации, пути ее совершенствования. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления организацией |
И, К | Тема 5. Структура и внутренняя среда организации. 1. Типы и характеристика основных организационных структур. Современные тенденции развития структур организаций. 2. Внутренняя среда организации. Состояние и динамика развития внутренней среды организации. 3. Анализ существующей структуры и внутренней среды конкретной организации. Поиск путей решения организационных проблем. Реструктурирование и регламентация организационной структуры. |
Л, М | Тема 6. Функционирование организации и ее взаимодействие с деловой средой. 1. Жизненный цикл организации. Механизм принятия решений и координационная деятельность. 2. Организация и ее деловая среда. Факторы и явления внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организаций. 3. Анализ взаимодействия конкретной организации с различными элементами деловой среды (с потребителями, поставщиками, конкурентами, органами власти и др.). Адаптация организации к изменениям внешней среды. |
Н,О | Тема 7. Принципы и свойства организации. 1. Общие и частные принципы организации. Принципы действия статических и динамических организаций. 2. Свойства организации как совокупность проявлений, отражающих ее общие, характерные и специфические черты (целенаправленность, целостность, гибкость, корпоративность и др.). 3. Анализ реализации современных принципов на примере конкретной организации: единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, свободное перемещение информации в организации, участие подчиненных в управлении, ориентация на потребителя (клиента) и др. |
П,Р | Тема 8. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций. 1. Основополагающие законы организации: закон синергии, закон развития, закон самосохранения. 2. Фоновые (специфические) законы социальной организации (закон композиции и пропорциональности, закон единства анализа и синтеза, закон информированности и упорядоченности и др.). 3. Анализ действия закона синергии (или законов развития, самосохранения) на примере конкретной организации с использованием соответст-- вующих показателей или результатов исследования деятельности трудового коллектива. |
С, Т | Тема 9. Субъекты и объекты организационной деятельности. 1. Сущность и методы организационной деятельности. Субъекты и объекты организационной деятельности. 2. Менеджер как субъект организационной деятельности. Образование коммуникационных сетей в организации, взаимодействие управленческих и исполнительных звеньев. 3. Анализ организаторских качеств руководителя, процессов организации и самоорганизации в конкретной деловой организации. Примеры должностных инструкций для субъектов и объектов организационной деятельности. |
У, Ф, Х | Тема 10. Организационная культура. 1. Понятие, функции и свойства организационной культуры. Факторы, влияющие на формирование культуры организации. 2. Организационная культура и эффективность управления. Имидж организации. 3. Анализ (диагностика) существующей культуры конкретной организации, ее особенностей (определение конкретного типа оргкультуры не требуется, но ее силу или слабость доказать примерами). Проведение изменений в культуре организации. |
Ц, Ч, Ш, Щ | Тема 11. Проектирование организационных систем. 1. Задачи, принципы и этапы проектирования организационных систем. Системный подход в оргпроектировании. 2. Выявление проблем организации. Процесс формирования организационной структуры. 3. Пример проектирования или корректировки оргструктуры конкретной деловой организации (или пример создания новой компании). |
Э, Ю, Я | Тема 12. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. 1. Историческое развитие организационной науки: основные концепции и модели организаций. Новые типы организаций. 2. Развитие организационной мысли в России. Проявление бюрократизма в организациях, формы и методы борьбы с бюрократизмом. 3. Примеры реорганизации, реализации бизнес-планов, рационализации организационной и трудовой деятельности в конкретной деловой организации в условиях рынка (с приведением показателей экономической и социальной эффективности). |
Тема по выбору (свободная тема)
Особенности современной корпорации и ее взаимодействие с деловой средой.
1. Виды и особенности современных корпораций. Тенденции изменения структуры управления корпорациями.
2. Основные черты децентрализации управления корпорациями. Виды меж-страновых корпораций, сетевые организации.
3. Характеристика конкретной корпорации и особенности ее взаимодействия с различными элементами деловой среды.
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы 9
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы 14
- Введение
- 1. Рабочая программа дисциплины «Экономика фирмы» Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности фирмы
- 1. Хозяйствование как предмет изучения экономики фирмы
- 2. Тезаурус экономики фирмы
- 3. Общая теория организации
- 4. Современные научные концепции теории фирмы
- 5. Фирма и ее окружение
- 6. Организация фирмы
- 7. Производство и его издержки
- 8. Финансы фирмы и система учета предпринимательской деятельности
- 9. Стратегия роста фирмы
- 10. Ресурсное обеспечение фирмы
- 11. Институциональные основы деятельности фирмы
- 12. Внутрифирменные модели взаимодействия доверителя и исполнителя
- 13. Факторы и продукты предпринимательской деятельности
- 14. Выработка решений фирмой
- 15. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности акционерного предприятия
- 16. Оперативное управление производством
- Раздел 2 Управленческая экономика фирмы
- 1. Антикризисное управление предприятием
- 2. Реструктуризация предприятия
- 3. Управление инвестициями фирмы
- 4. Управление нововведениями
- 5. Корпоративное управление
- 6. Оценка бизнеса
- 7. Управление маркетингом
- 8. Логистика
- 9. Деловое общение
- 10. Организационное поведение
- 11. Управление персоналом
- 12. Внутрифирменное планирование
- 13. Управление затратами, прибылью и ценообразованием
- 14. Управление качеством
- 15. Интегрированные системы управления предприятием
- 16. Организация производства
- 2. Вопросы для подготовки к экзамену и их краткое содержание Фирма и ее окружение
- Организация фирмы
- Производство и его издержки
- Финансы фирмы
- Стратегия фирмы
- Инвестиционный анализ и спрос
- Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Инвестиционная деятельность предприятия
- Инвестиционная среда предприятия
- Теория фирмы
- Функция экономической безопасности производственно коммерческой деятельности
- Обеспечивающая функция предприятия
- Функция маркетинга предприятия
- Организация управления предприятием
- Фирма (предприятие) как хозяйствующий субъект
- Ресурсное обеспечение фирмы. Основные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Оборотные средства
- Ресурсное обеспечение фирмы. Персонал, производительность труда и оплата
- Логистика. Предмет и целевые функции
- Учетная политика фирмы
- Бизнес-план фирмы
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Лизинг и франчайзинг
- Ответственность фирмы-налогоплательщика
- Планирование фонда оплаты труда на предприятии
- Типология фирм повышенной опасности
- Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования
- Организация производства на предприятии
- Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
- Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
- Корпоративная культура: сущность и методические основы формирования
- Реструктуризация фирмы
- Менеджмент фирмы
- Управление персоналом
- Разработка стратегического плана развития фирмы
- Использованная литература:
- 3. Темы контрольных работ
- 4. Комплексные тесты кейс 1 «Теория фирмы»
- Кейс 2 «Экономика фирмы»
- 6. Каждая стратегия деятельности предприятия в течение срока своего существования проходит четыре фазы:
- 5. Методические указания по проведению практических занятий студентов
- 1. Основные производственные фонды
- 2. Оборотные средства
- 3. Трудовые ресурсы
- 4. Оплата труда
- 5. Себестоимость продукции
- 6. Приведенные затраты
- 7. Точка безубыточности
- 8. Цена и объём продаж
- 6. Методические указания по осуществлению самостоятельной работы студентов
- 7. Методические указания по выполнению курсовой работы
- 8.Тематика нир студентов
- 1. Теория управления экономическими системами
- 2. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью
- 3. Экономика труда
- 4. Предпринимательство
- 5. Экономическая безопасность
- 6. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
- 7. Сфера услуг
- Список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. ГрафиКи учебного плана озо УралГуфк
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 5 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 2 Графики учебного плана озо УралГуфк (сокращенная форма)
- Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 3 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- 4 Курс Специальность 080103 «Национальная экономика»,
- Приложение 3. Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус
- Приложение 4. Экономика фирмы (конспект лекций, написанный на основе обзора французских источников)
- Комплексный анализ предприятия
- Классификация предприятий по размерам и видам деятельности
- Юридическая форма предприятий
- Предприятие и рынок
- Три субмодели предприятия
- Пересмотр идеи максимизации прибыли
- Ценностная значимость предприятия
- Организация фирмы Функциональное поле предприятия
- Унитарная и разветвленная организация
- Предприятие как совокупность объединений
- Неэффективное распределение ресурсов
- Модель власти менеджеров
- Модель максимизации продаж
- Контроль над предприятием
- Теория функции производства
- Понятие издержек производства
- Средние и побочные издержки
- Кратко- и долгосрочные издержки
- Расчет мертвой точки
- Основные способы сокращения издержек
- Гибкость производства
- Основные циклы финансовой деятельности
- Бухгалтерский баланс
- Итоговый счет предприятия.
- Показатели рентабельности
- Финансовое равновесие
- Определение инвестирования.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта.
- Р стратегия фирмы ост как составная часть стратегии
- Ограничения роста
- Способы роста
- Совместные предприятия
- Стратегия диверсификации
- Конкурентная борьба
- Препятствия для выхода на рынок и ухода с него