Цели и уровни структуры корпорации
Уровень корпорации
| Статус подразделения
| Основной показатель деятельности
| Возможная цель
|
| ||||
Высшее руководство корпорации
| Центр капиталовложений
| Дивиденд на акцию
| Обеспечить держателям акций обещанный дивиденд
|
| ||||
Центральные службы
| Стратегически хозяйственный центр
| Доля на рынке
| Сделать акции более привлекательными для покупателя
|
| ||||
Сервисная организация (предприятие)
| Центр прибыли
| Прибыль на собственный капитал
| Обеспечить корпорации требуемую прибыль через предоставление услуг
|
| ||||
Отдел, подразделение
| Центр издержек
| Бюджет затрат
| Обеспечить оказание услуг с заданной себестоимостью и расходом выделенного рабочего времени
|
| ||||
Участок, рабочая группа
| Центр качества
| Уровень качества
| Обеспечить требуемое качество обслуживания через заданное поведение
|
| ||||
| Работник
| Центр квалификации
| Профессиональ ный уровен | Владеть знаниями, умениями и навыками и отношением к работе на требуемом для выше сформулированных целей уровне
|
Требования, предъявляемые к структурам менеджмента.
К структурам менеджмента предъявляются следующие требования:
структура должна быть управляемой, то есть содержать минимальное количество звеньев и особенно уровней управления, чтобы команды высшего руководства доходили до исполнителей и выполнялись ими, не потеряв актуальности;
структура должна быть динамичной, то есть способной реагировать на изменения внешней и внутренней среды, перестраиваться в соответствии с изменениями обстоятельств, сохраняя свое назначение;
структура должна быть "чуткой" и обладать обратной связью, то есть ее уровни и звенья должны четко воспринимать команды, не допуская их извращения (чтобы не получился "испорченный телефон", знакомый по детским играм), обладать способностью выполнять эти команды и давать информацию на соответствующие, более высокие уровни о выполнении команд;
структура должна быть чуткой не только к прохождению команд, но и к взаимодействию звеньев, то есть положительное изменение в деятельности какого-то звена или уровня управления должно получать адекватное отражение в состоянии всего объекта управления. К сожалению, это касается и отрицательных изменений, в данном случае надо стремится минимизировать отрицательное воздействие на систему;
руководители всех звеньев и уровней структуры должны быть реально дееспособными и активно влиять на достижение целей менеджмента;
структура должна иметь "дублирующие власти", то есть быть способной решать задачи при временном выходе из строя ее руководителей (отпуск, болезнь, неожиданная командировка) без привлечения дополнительных лиц к управлению. Обязанности руководителя автоматически должно принять другое лицо в управлении, иногда даже не являющееся официальным заместителем этого руководителя;
структура должна быть экономичной, то есть обеспечивать минимум затрат ресурсов на управление по сравнению с получаемым эффектом от реализации управленческого решения.
Развитие управленческих структур определяется не желанием руководителя институционального уровня, а типом экономического роста. Доиндустриальный тип экономического роста породил линейную структуру организации (руководство Моисеем евреями при исходе из Египта, структура войска Чингисхана при завоевании Киевской Руси). Индустриальный тип роста породил функциональную и линейно-штабную структуры управления. Наконец, переход общества к постиндустриальному типу роста вызвал к жизни дивизиональные, матричные и адаптивные структуры организаций.
Критерии оценки структур.
Принимая решения о практическом использовании той или иной структуры управления, необходимо учитывать такие критерии оценки структур:
1. Способность к повышению рентабельности за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.
2. Способность к повышению рентабельности за счет ускорения научно-технического прогресса, информационных технологий.
3. Способность быстро реагировать и перестраивать хозяйство (дело) в ответ на изменение рыночной коньюктуры.
4. Способность к повышению производительности труда и качества услуг.
5. Способность системы к саморазвитию.
Функциональные и линейно-штабные структуры управления наиболее соответствуют первому и четвертому критериям. Дивизиональные и адаптивные, матричные и другие децентрализованные структуры - остальным. Для общей характеристики организационных систем можно предложить рис. 13.1.
Рис. 13.1. Характеристика организационной системы.
От того, какого типа организации распространены в сервисной экономике - корпоративные или индивидуалистские, зависит во многом степень ее развитости и возможность гибко и быстро реагировать на изменения факторов внешней среды. Для сервисной организации в условиях развитого рыночного хозяйства также важно, насколько в ней преобладают элементы индивидуалистской структуры и культуры.
В конечном счете, это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества, где не все в сумме должны знать все, а каждый в отдельности должен приближаться к знанию всего.
Научная разработка теоретических, методологических и практических вопросов построения и функционирования организационных структур управления и в прежние времена была актуальной, особенно применительно к сфере материального производства (можно вспомнить хотя бы постановления типа "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью"). Главным провозглашалось то, чтобы структура организаций, вся система управления ими обеспечивали органическое единство науки, техники и организации производства.
Представляется целесообразным использование этих подходов к проектированию систем управления и организационных структур и в непроизводственной сфере.
Организационная структура управления в широком смысле характеризуется составом подразделений и работников в управленческом аппарате на всех уровнях, формулировкой и распределением целей и задач между ними в увязке с общими целями комплекса, распределением видов управленческой деятельности (функций) между структурными подразделениями, установлением в связи с этим потоков информации, связей и документооборота, полномочий, ответственности, прав подразделений и работников.
Сложность проектирования организационной структуры управления определяется, прежде всего тем, что взаимодействие людей и их групп (отделов, участков и т.п.) характеризуются не только с технической, экономической и информационной точек зрения. Они в значительной степени предопределяются социально-психологическими факторами, уровнем подготовки и сознательности работников, трудовой атмосферой и стилем руководства и т.п. Решения по разработке и совершенствованию структуры требуют тщательного подбора, а зачастую и переподготовки работников. Они должны отвечать требованиям законов организации управления:
разделения и специализации труда, специализация в предоставлении услуг;
кооперирования труда, кооперирования в оказании услуг;
концентрации выполнения услуг;
пропорциональности ("цепной связи").
Методы проектирования организационных структур.
В проектировании организационных структур можно выделить четыре основных метода.
Метод аналогий состоит в выработке (на основе анализа положительного опыта) типовых структур управления для сервисных организаций, функционирующих в сходных условиях.
При экспертном методе изучают сервисную фирму, выявляют и осмысливают ее наиболее существенные специфические особенности, "узкие места" в работе управленческого аппарата и вырабатывают рекомендации, исходя как из мнения экспертов. Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей сервисной организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. Таким образом, структура строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным (и частично количественным) анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных, математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в сервисной компании с тем, чтобы на основе четко сформулированных критериев оценить степень рациональности принятых организационных решений. При этом формальное описание компании становится ее моделью в том случае, если с его помощью можно оценивать различные варианты построения организационной структуры управления и ее отдельных блоков.
При построении организационной структуры в реальной жизни в той или иной степени используются все четыре метода. В частности, при построении оргструктуры крупной сервисной компании максимально должен учитываться положительный отечественный и зарубежный опыт организации управления в сервисном бизнесе; необходимо использовать "дерево целей", разворачиваемое затем в систему задач управленческого аппарата по отдельным функциям. Наконец, нужно применять специальные модели (органиграммы) для распределения полномочий и ответственности на всех этапах процесса принятия решений по важнейшим задачам предоставления услуг и управления.
Системы управления, как мы увидели, схожи с теми, что применяют в производственной сфере. Но помните разницу между услугой и товаром и не переносите механически из одной сферы в другую то, что обеспечивает успех.
Стремитесь к более простой организационной структуре, как по численности аппарата, так и по количеству ступеней управления. Но не забывайте о последствиях для работников: больше ответственности, меньше указки.
В середине 70-х годов в компании "Дана" между главным управляющим и рабочим в цеху насчитывалось 14 уровней управления. Сейчас президент фирмы с особой гордостью отмечает тот факт, что существует только 5 уровней. В компании ведут безжалостную борьбу с излишним бюрократическим аппаратом. Главный управляющий рассуждает просто: "Пять лучше шести, а если мы сумеем довести до четырех, мы это сделаем". На одном из заводов компании организационная структура проста: 120 работников, один управляющий заводом и никаких промежуточных ступеней. В штате штаб-квартиры всей компании было 475 человек. Теперь в конторе 75 работников, включая секретарей, хотя суммарные доходы компании возросли в несколько раз.
Благодаря уменьшению числа ступеней и численности аппарата управления, а также решительной децентрализации в обновляющихся сервисных компаниях работники почти всех рангов приходят к выводу, что они располагают большей свободой и гибкостью. Но со свободой повышается ответственность за выбор. Нравится им это или нет, менеджеры всех рангов становятся обновителями, плановиками, стратегами. То, что они делают, в общей сложности повлияет на судьбы сервисной организации в такой же мере, как и решения, принятые высшим руководством.
Вопросы для самоконтроля
1. Функциональные признаки отношения управления.
2. Структура управления, ее цели и уровни.
3. Свойства организационной структуры.
4. Классы оргструктур. Типы организационных структур управления, преимущества и недостатки.
5. Принципы формирования организационных структур управления.
6. Требования к построению организационных структур управления.
7. Критерии оценки структур.
8. Методы проектирования организационных структур.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.