logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

3. Тенденции развития информационного общества.

Информатизация жизни современного общества есть результат быстрого накопления и распространения знаний, превращения знаний в один из основных капиталов развитой экономики.

В категорию “информационное общество” вкладывают несколько понятий. Во-первых, это услуги, направленные на создание, накопление, обновление, распространение и эффективное использование знаний во всех формах их проявления. Во-вторых, это информация как специфический продукт, потребительская ценность которого определяется не только спросом и предложением, но и совокупностью маркетинговых усилий, направленных на продвижение ее на рынок. В-третьих, это различные услуги связи, включая почтовую, телефонную, телеграфную и др. В-четвертых, это внутрифирменные информационные потоки, которые чаще всего рассматривают в рамках внутреннего маркетинга фирмы.

Экономическое регулирование рынка в информационном обще­стве требует оперативной и постоянно обновляемой информации о макроэкономических тенденциях в мировом хозяйстве, платежеспо­собном спросе, предложении товаров и услуг во всём мире, их соотношении с ценами, доходами и т. д.

В информационном обществе продолжается усложнение экономи­ческих отношений, расширяется перечень новых продуктов и услуг, в том числе в таких прежде нерыночных сферах, как охрана здоровья людей, распределение частот для телекоммуникаций, разрешения на загрязнение окружающей среды, использование природных ресур­сов, учебного продукта и т. д. Информатизация необходима в целях постоянного анализа воздушного пространства для авиасообщений, условий оптимального функционирования современной экономики, кратко-, средне - и долгосрочного планирования, балансирования затрат и результатов, спроса и предложения, потребления и инвести­ций, измерения эффективности отдельных факторов и конкуренто­способности производства в целом.

В сущности, всю совокупность информации можно представить как сочетание информационных продуктов и информационных услуг, которые при использовании информационных технологий включаются в общее понятие “информационные продукты и услуги” (рис.3.2.).

Error: Reference source not found

Рис. 3.2. Состав информационных продуктов и услуг.

В обществе постоянно появляются новые виды услуг:

- новые виды деловых (профессиональных) услуг – торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные услуги, составление бухгалтерских балансов и отчетов, электронный секретарь;

- услуги по воспитанию и обучению детей – гувернантки, частные сады и школы;

- услуги по уходу за животными – их лечение, кормление, прогулки и временное содержание;

- другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.

Одновременно в мире наблюдается тенденция диверсификации сферы услуг. Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристического бизнеса. Фирмы, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристические услуги и так далее.

При переходе от индустриального к информационному обществу основную роль в социальной динамике начинают играть информационные факторы и сфера информационного производства в целом. Интеллект, наука (новые знания) материализуются в новой технике, технологиях, оргсистемах, продуктах и услугах.

Информация превращается в обыкновенный товар, причем, товар, становящийся самым массовым объектом купли – продажи. На первое место по своему значению – экономическому – выдвинулся рынок знаков, отодвинувший на задний план рынок вещей.

Самые развитые страны (например, Япония) связывают свою перспективу именно с развитием рынка знаков и секторов экономики, создающих знаковые системы, их материальные носители – средства переработки и использования информации.

К рынку знаков и средств их обработки относятся:

- знаки традиционной “бумажной” информации – книги, журналы, патенты, лицензии, ноу-хау, проектная документация, рецепты (часть непроизводственной сферы!);

- знаки современной машинной информации: алгоритмы, модели, программы, так называемая “мягкая” часть программно – технических комплексов – видеофильмы, компьютерные игры, магнитные звукофиксаторы (часть непроизводственной сферы);

- техника (орудия) создания всей “знаковой продукции” и ее использования – вся компьютерная техника, интегральные схемы, средства связи (традиционные и современные), прочая техника конторского и вообще интеллектуального труда, техника видео и звукозаписи (часть непроизводственной сферы);

- другие средства производства и использования знаковой продукции – бумага, магнитные ленты и магнитные диски (то есть все, что можно отнести к основным материалам);

- вспомогательные материалы и оборудование (например, мебель для ВЦ).

Реклама и рынок зрелищ, оборот которого связан с масштабами внутреннего и международного туризма (туризм в основном связан с информационными целями).

Все это в широком смысле слова можно отнести к информационной индустрии, выпускающей “знаковую” продукцию и управлять которой должен помочь менеджмент в непроизводственной сфере.

Следует также отметить наиболее развивающуюся и ставшую очень внушительной по суммарному обороту часть внутреннего розничного информационного рынка, относящегося к бытовой сфере, без которого жизнь людей (по современным меркам) становится невозможной.

Речь идет о широком классе платных информационных, в частности, компьютерных, услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, симпозиумы, референдумы (с платным участием), услуги городских справочных бюро, включая сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, наличии тех или иных товаров в магазинах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену квартир, распределение и наличие мест в гостиницах, проведение теле игр, представление учебно-воспитательной информации, дневных новостей, полезные советы (рецепты, мода, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и тому подобное.

Известно, что материальный рынок выступил основой формирования индустриального общества. Точно так же интеллектуальный (информационный) рынок выступает фактором формирования информационного общества с его информационным (интеллектуальным) производством, обменом и потреблением. Развитие цивилизованного рынка – главное условие интеллектуализации общества.