4. Технология процесса управления
Процесс управления характеризуется не только содержательным, но и организационным и технологическим аспектами.
Организационный аспект предполагает выполнение принятой технологии. Исходным ресурсом, предметом обработки и преобразования в технологии процесса управления является информация, а основным ее продуктом – организационно-управленческий документ или устное распоряжение, выражающее управленческое решение.
Технологический аспект охватывает информационное обеспечение процесса управления, в частности, его документационное обеспечение с использованием современной техники; разработку технологии или процесса управления и отдельных его частей (например, управленческих решений).
Таким образом, технологии процесса управления свойственны такие взаимосвязанные и взаимодействующие составные части, как процессная (структурная), аппаратная или машинная и организационная.
Процессная часть охватывает состав управленческих работ (их процедур и операций), стадий и этапов процесса управления с учетом его организационной дифференциации и наличия соответствующих нормативов, в том числе информационного и документационного обеспечения.
Аппаратная часть охватывает совокупность (систему) технических средств выполнения всех операций управления (управленческих работ) на всех стадиях и этапах с учетом требования сроков принятия решения, а также их эффективности.
Организационная часть охватывает организацию связи элементов процесса управления и его организационной структуры, то есть реализацию стадий и этапов процесса управления в соответствии с принятым порядком его осуществления соответствующими звеньями управления на каждой ступени согласно установленным организационным нормативам.
В непроизводственной сфере как в социотехнической, так и социально-экономической системе в принципе действуют те же процессы управления, что и в производственной, так как все организации общественного производства представляют собой открытые системы. Это становится очевидным при рассмотрении рисунка (рисунок).
С точки зрения объекта управления – непроизводственной сферы – процесс управления может рассматриваться как процесс воздействия (влияния) на элементы ее внутренней среды с учетом воздействия (как на непроизводственную сферу в целом, так и на ее элементы в отдельности или в разных их сочетаниях) факторов внешней среды.
Влияние на коренной (ключевой) элемент непроизводственной системы – ее миссию – осуществляется исследованием (изучением) и определением (уточнением) цели управления, целеполаганием, формированием стратегии, то есть тем, что в процессном подходе к управлению называется планированием.
Воздействие на следующий элемент – технологию – происходит с учетом экономики непроизводственной сферы – стадий «производства» услуг, соотносятся с циклами воспроизводства услуг (один из путей – моделирование процессов управления для формирования автоматизированных систем управления и правильных систем делопроизводства).
«Структура определяется стратегией» (Чандлер) и опыт подтверждает правильность этого вывода. Но тот же опыт доказывает, что структура в не меньшей степени определяется и технологией. Так возникает взаимодействие элементов непроизводственной сферы, что вызывает необходимость управленческого воздействия и на этот процесс.
Влияние же на самый важный, решающий элемент непроизводственной сферы – на людей – без психологических и правовых знаний может быть осуществлен лишь методом проб и ошибок.
Циклы воспроизводства услуг и циклы управления имеют свои особые черты и закономерности. Циклы воспроизводства рассматриваются экономическими науками. Циклы управления изучаются кибернетикой и менеджментом.
Мы берем за основу предлагаемый общим менеджментом цикл управления на базе процессного подхода: планирование – организация – мотивация – контроль. И рассматриваем, как он проявляется в индустрии услуг.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.