См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
Организационный порядок сервисной организации.
Теоретические основы принятия управленческих решений.
Технология принятия и реализации управленческих решений
Принципы оптимальности принимаемых решений.
Процесс выработки и реализации решений.
Минилексикон: управленческое решение, процесс принятия решений, технология управления, операция, процедура, качество управленческого решения, организационное развитие, организационный порядок, «обновление»
Организационный порядок сервисной организации.
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивалась возможность гармоничного функционирования организации длительное время. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.
Но, как мы смогли уже убедиться, каждая организация, становясь механической, обречена на исчезновение, как устаревшая модель любого механизма. На смену ей придет другая.
Сервисные организации скорее организм, а не механизм, и как любой живой организм могут развиваться и, совершенствуясь, жить долго. Хотя организации и нужна гармоничная интеграция всех видов деятельности, она не может оставаться статичной и удовлетворенной существующим положением. Напротив, руководство должно проявлять активность, планировать новшества и должным образом реагировать на изменения внешней среды.
Чтобы выработать в сервисной организации полную готовность к восприятию перемен, руководство должно предусмотреть способы к такой восприимчивости в самом построении организации и в своих управленческих действиях. Осознание этого привело к созданию концепции организационного развития.
Разнообразные предпосылки и ценности лежат в основе этой концепции, идеи обновления организации. Но, в первую очередь, они относятся к людям как индивидуумам, людям как лидерам и членам групп, людям как членам организации.
Менеджмент услуг (непроизводственный менеджмент) подходит к объектам управления - организациям - как к человеческому сообществу, состоящему из разных групп со своими интересами, мотивами деятельности, своей политикой, которая определяет лицо организации и тенденции ее развития, учитывает это в методах и технологии управления. Организация (фирма, компания, концерн, муниципалитет, министерство) - это ведь, в сущности, просто коллектив людей. Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.
Большинство руководителей, стоящих во главе процветающих обновляющихся организаций считают, что организация должна служить людям. Если она начинает мешать этому служению, ее или изменяют или распускают.
Большинство людей боится перемен. Но обновление может стать фактором, который вернет работе привлекательность, так как оно всегда связано с элементами риска и авантюры.
Изменения открывают новые возможности. Мечты о будущем, а не отчаяние заставляют организации двигаться к высотам совершенства. Руководитель должен сделать фактор обновления частью своей организации. Для многих организаций в условиях снижения государственного влияния на экономику, конкуренции и банкротств без обновления будущего не будет никакого.
Обновление как процесс можно показать, изучив успешный опыт сохранения конкурентоспособности лучших компаний мира.
Управление в высоком смысле слова - это все-таки гораздо больше искусство, чем наука. Универсальную формулу успеха, если ее даже найти, всегда будет использовать конкретный менеджер...
Как и само совершенство, обновление не возможно в рамках строгого определения. Изучением опыта управления (обновлением), накопленного ранее, можно выявить все самое ценное, что было найдено.
Лишь в результате изучения или исследования практического опыта и обнаруживаются проявления объективных законов и закономерностей. Факторы, элементы организационного обновления (изменения), приведшие к успеху, свидетельствуют о сознательном или интуитивном использовании менеджерами этих объективных законов и их проявлений.
Организационный порядок, обеспечивающий нормальное функционирование любой сервисной организации должен быть способен к развитию и обновлению, иначе это может привести к застою организации.
Постоянно отслеживая эффективность управления, успешность работы организации, руководство должно быть и способно и готово управлять изменением и обновлением.
Толчком к переменам в сервисных организациях чаще всего является кризис. Тесное соприкосновение с банкротством, волна убыточных периодов, неудачные инвестиции - все это в жизни сервисных фирм равносильно инфаркту, который внезапно заставляет менеджера думать о будущем. Но хотя обусловленные кризисом изменения легко проследить, они тяжело сказываются на тех, кто его перенес.
Причиной кризиса служит обычно роковое сочетание привычки и отрыва руководства от жизни. То и другое мешает организации видеть внешние события и притупляет чувство бдительности. Противоядие вроде бы очевидно: ходите, слушайте, вступайте в контакты. Но сила привычки и отрыв от жизни столь сильны, что к слушанию, настоящему слушанию, вполне применимо такое вот изречение: "Идея очевидна; выполнить ее чертовски трудно".
После кризиса, изменения, если они вообще происходят, организация подобна птице феникс, которая возрождается из пепла. Через этот болезненный путь прошли многое выжившие компании. А ведь легкий освежающий «ветерок» своевременных изменений более эффективен, чем нежданный кризис.
И еще одно замечание. С точки зрения всей непроизводственной сферы, ее отраслей, отсутствие способности к изменениям, чревато периодическими кризисами и гибелью. В книге Джона Гарднера "Самообновление" есть такая цитата: "Над нашими мыслями о развитии и смерти довлеет образ единственного срока жизни животного или растения. Семечко, развившийся цветок и смерть... Но для вечно обновляющегося общества более верным образом является сад, сбалансированный аквариум или другая экологическая система. Некоторые особи рождаются, другие расцветают, третьи умирают, но система продолжает жить".
Окружающий нас мир держится на единстве устойчивого и изменчивого, информации и энтропии, регламента и свободы, автократии и демократии. Развитие любой системы проходит между двумя полюсами, а если говорить о системе управления сервисом, то между абсолютной автократией и абсолютной демократией, она одинаково нежизнеспособна.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.