1. Функциональные признаки отношений управления.
Обособление функций управления в процессе общественного разделения труда является относительным, органическая же связь с процессами производства и обращения абсолютна. Управление, являясь активным, динамичным процессом, одновременно включает определенное структурное начало. Единство процесса и структуры образует систему управления.
Процесс управления может нормально протекать только при наличии соответствующей ему организации (структуры). Изменения в процессе взаимосвязаны с изменениями в структуре. Напрашивается аналогия с использованием потоков воды. Как раз для целенаправленного их использования и создаются разные ирригационные системы и гидротехнические сооружения (каналы, арыки, плотины и т.п.). Такая же необходимость эффективно использовать процессы управления и приводит к созданию соответствующих систем и структур управления.
В жизни система управления сливается с объектом управления, пронизывает его. Таким образом, мы знаем, что сервисная организация это:
во-первых, обеспечение минимально необходимых условий для решения определенной задачи, то есть совокупность ресурсов для предоставления услуг. Эту совокупность называют организационной системой;
во-вторых, обеспечение непрерывного взаимодействия взаимообусловленных ресурсов, то есть кибернетическая система;
в-третьих, интегрированная целостная социальная (общественная) система, включающая исполнителей, специалистов и руководителей, обеспечивающих достижение поставленных целей.
С точки зрения субъекта управления в основу классификации отношений управления можно положить форму связи отношений с вещами и их свойствами, а также функциональные признаки. К особо важным и специфическим признакам этих отношений относятся: а) полнота отношений; б) соотносящиеся уровни иерархической (управляющей) системы; в) функциональные характеристики отношений, то есть по поводу чего устанавливаются отношения; г) формы связи элементов управляющей и управляемой систем; д) кoличecтво носителей отношений. Эти признаки и определяют "конструкцию" систем управления.
Отношения управления нужно рассматривать как совокупность отношений, то есть рассматривать их как систему отношений, имеющих разнообразные признаки:
1. Уровень управляющей системы. Отношения управления складываются на всех без исключения уровнях управляющей системы. Например, система отношений управления сервисной экономикой состоит из отношений управления сервисной экономикой в целом, отраслями, подотраслями, объединениями, трестами, предприятиями (организациями), цехами, участками, бригадами. Поэтому первый классификационный признак - это уровень управления "производственными" подразделениями сферы услуг - вертикальные отношения.
2. Плоскость возникновения отношений. Отношения управления складываются в разных плоскостях, (в смысле расположения элементов системы). Выше была показана иерархия отношений по вертикали. Однако существуют также отношения по горизонтали (например, между сервисными организациями пассажирского транспорта, между сервисными фирмами разных отраслей, между отделами (цехами) сервисной фирмы и т.д.). Особенностью 2-го признака является то, что в организационных отношениях по горизонтали отношения не носят “властного” характера (приказания-исполнения), как в вертикальных связях и имеют характер координации, согласования, гармонизации
3. Элемент экономической системы. Экономическая система состоит, как уже отмечалось раньше, из целого ряда компонентов (подсистем). В данном аспекте складываются три вида отношений управления: 1) отношения в пределах одной отрасли сервисной экономики (одного компонента экономической системы) - отраслевые; 2) отношения между компонентами экономической системы на одной территории - территориальные и 3) отношения между разными компонентами - межотраслевые.
4. Полнота отношений. Определяя то или иное отношение управления, необходимо фиксировать его полноту или неполноту. Полными можно считать такие отношения управления, которые выражают все связи элементов сервисной системы, отражают все стороны соотношения управляющей и управляемой систем. Все остальные, как выражающие отдельные связи и стороны элементов управления определяются как частичные отношения управления.
5. Место возникновения. Каждая подсистема в большой экономической системе определяется наличием внутренних и внешних сторон, свойств и отношений. Внешние отношения характеризуют подсистему со стороны ее связей с другими подсистемами и экономикой страны в целом. Внутренние отношения характеризуют собственную природу и механизм подсистемы, содержание процессов, происходящих внутри данной сервисной организации.
6. Определенность места. Возникновение отношений управления оказывает серьезное влияние на характер отношений. Местные отношения управления имеют точно фиксированное место действия (министерство, объединение, фирма, отдел или цех) или количество участников отношений (отрасль в составе 98 предприятий, 15 сотрудников фирмы, 3 работника отдела). Неопределенно - местные отношения управления не предполагают фиксирования точного места действия или количества управляемых объектов. Они могут быть стабильными (государственное управление непроизводственной сферой) или нестабильными (экскурсовод или гид "управляют" экскурсионной группой, скомплектованной на время экскурсии).
7. По характеру носителя отношений. Межличностные отношения занимают особое место в системе отношений управления. Здесь основой является социальная характеристика личности: объективная (принадлежность к социальной группе, определяющая место человека в системе общественных отношений) и субъективная - его мировоззрение.
Также при изучении структуры отношений управления необходимо учитывать их различный характер и масштабы (макро- и микроструктуры), то есть внутрисистемные отношения.
Межсистемные отношения характеризуются связями не отдельных личностей, а целостных систем. Примеров здесь много: отношения между сервисной организацией и государством; отношения между министерствами; отношения между сервисными организациями и промышленными предприятиями; между предприятиями и его структурными подразделениями.
Таким образом, предметом изучения менеджмента в непроизводственной сфере являются межличностные, внутрисистемные, межсистемные и смешанные отношения управления (участники: системы и индивиды), которые в совокупности составляют целостное единство - сервисную индустрию, сервисную экономику, сервисный сектор экономики.
8. По числу носителей отношений. Коллективные отношения управления в сервисной экономике распространены весьма широко. Этот вид отношений возникает (складывается) между сервисными организациями, а также между управляющими системами разных уровней. Коллективные отношения отражают либо общее хозяйственное руководство, либо выполнение какой-либо отдельной функции управления сервисной экономикой и ее элементами. Коллективные отношения можно подразделить на прямые, групповые (между центральным органом управления и двумя или более подчиненными организациями), перекрестные (наиболее многообразные: между звеньями управляющей системы на одном уровне, между функциональными и линейными элементами управляющей системы и т.п.).
Индивидуальные отношения управления не следует смешивать с межличностными внутри коллектива. Индивидуальные отношения могут выходить за границы системы и складываться по линейной иерархии (министр-директор). Они также могут быть: прямыми, групповыми (между руководителем и двумя или более исполнителями одного уровня) и перекрестными (между руководителями подразделений равного уровня системы управления, между руководителями функциональных и линейных подразделений одного уровня и т.п.)
9. По числу организационных связей. Этот признак классификации требует делить отношения управления на простые (начальник отдела - специалист того же отдела) и сложные (начальник отдела - специалист в другом структурном подразделении).
10. Характер организационных связей. Организационные связи в иерархии структуры управляющей системы представляют собой постоянные взаимоотношения в деятельности отдельных звеньев системы, его структурных подразделений и должностных лиц, вытекающие из занимаемого положения и выполняемых ими операций.
Линейные организационные связи возникают в процессе взаимоотношений между административными лицами, которые облачены соответствующими распорядительными правами (право принимать решения и отдавать приказы и распоряжения).
Функциональные организационные связи обеспечивают необходимое единство и координирование действий в осуществлении функций на разных участках организации в различных организационно хозяйственных единицах.
Межфункциональные связи имеют место на стыке функций, при осуществлении непосредственного сотрудничества или связи в работе между отдельными звеньями или подразделениями в структуре управления, которые выполняют некоторые частичные процессы с передачей результатов другим подразделениям для дальнейшей работы над ними.
11. Содержание организационных связей. Отношения управления в экономической системе можно рассматривать не только по внешним формам или по характеру, но и по содержательным признакам. Все перечисленные выше отношения распадаются на многообразные предметно-функциональные направления.
Предметный признак: все работники, занятые в управляющей системе, вступают между собой в разнообразные отношения управления. Равным образом они вступают в такие же отношения с работниками управляемой системы (объекта управления). Они являются носителями трех предметных видов отношений управления:
1. Отношений, складывающихся в процессе сбора, передачи, переработки, анализа, хранения хозяйственно-экономической информации, необходимой для подготовки и принятия соответствующих решений.
2. Отношений, образующихся в процессе подготовки и принятия решений.
3. Отношений, которые складываются в процессе реализации принятых решений, в организаторской работе, направленной на достижение поставленных в решениях целей и задач.
Субъектами отношений первого вида являются технические исполнители, второго - специалисты, третьего - руководители.
Функциональный признак: функциональное разделение труда облегчает руководителю осуществление общего управления. В пределах этих функций управления работники управляющей системы вступают в отношения, во-первых, между собой в пределах данной функции; во-вторых, с работниками, осуществляющими другие функции управления. Наконец, каждый из них вступает в определенные отношения с руководителями функциональных и линейных подразделений и руководителями организации в целом.
12. Время существования отношения. По этому классификационному признаку отношения управления можно разделить на временные (возникающие на определенный или неопределенный срок) и постоянные.
13. Направления и степень воздействия на объект. Здесь различаются непосредственные и косвенные отношения управления. Непосредственные отношения характеризуются непосредственной зависимостью двух уровней или элементов (звеньев) управляющей системы. Косвенные отношения складываются главным образом в функциональных связях. Непосредственные отношения имеют характер подчинения, а косвенные - характер информации или координации.
Таковы основные характеристики разнообразных отношений, входящих в категорию "управление в непроизводственной сфере" и определяющих "параметры" систем управления.
Характеристика организационной структуры.
Эта система включает в себя различные составные части - звенья и уровни управления, находящиеся в определенных взаимосвязанных отношениях друг с другом и составляющие организационную структуру представляющую собой совокупность всех звеньев различных уровней управления и их взаимоотношений друг с другом.
Структура - относительно устойчивый способ организации элементов системы, позволяющий сохранить качества системы при изменении внутренних и внешних условий.
Организационная структура включает в себя производственную и управленческую.
Производственная структура, как мы рассмотрели ранее, представляет собой обусловленную производственным процессом совокупность подразделений во времени и пространстве с определенной формой их построения.
Структура управления - структура взаимосвязи и взаимоподчиненности управленческих органов, руководителей и управляемых объектов.
Конечные результаты работы всех звеньев производства существенно зависят от структуры управления.
1. Упорядоченность системы - это кибернетический термин, но касающийся не только кибернетических систем. Организацию можно рассматривать как меру упорядоченности, а упорядоченность может колебаться в пределах от нуля до единицы.
Упорядоченность, равная нулю, представляет собой ситуацию, когда внутри каждого множества элементов не существует никакой взаимосвязи. Поведение такого множества основано на случайности (толпа).
В неупорядоченное множество посредством управления вводится определенный порядок. В социальных системах достигнуть максимальной упорядоченности практически невозможно. Причиной этому является поведение индивида.
Человек как звено системы сопротивляется тому, чтобы ее организованность превысила известный предел и достигла чрезмерно упорядоченного состояния. С его точки зрения, такое состояние считается неприемлемым и обременительным.
Оно порождает обилие предписаний и инструкций, что не только не улучшает, а, наоборот, ухудшает внутреннюю слаженность и порядок. Человек избегает организации, ставящей его на один уровень с машиной и заставляющей его действовать только на основе предписаний, обычаев и традиций.
Однако необходимо подчеркнуть, что рациональная мера организации необходима для бесперебойного функционирования любой системы в течение относительно длительного времени. Упорядоченность, достигшая достаточного уровня, облегчает управленческий труд, обеспечивает эффективность менеджмента.
2. Компонентами организационных структур, структуры управления являются звенья и уровни управления.
Под звеном в менеджменте подразумевается либо отдельный исполнитель, либо группа исполнителей, выполняющих однотипную работу под руководством менеджера группы. Исходя из нормы управляемости (7-9 человек), при большом количестве подчиненных, возникает необходимость создания нескольких групп для решения однотипных или родственных задач. Правовой ранг таких звеньев одинаковый и они образуют один уровень управления.
Если их число превышает десять, для координации их действий возникает необходимость создания второго уровня управления, на котором представлены руководители среднего звена.
В свою очередь, если количество руководителей среднего звена превышает норму управляемости, возникает еще один, более высокий уровень управления, то есть появляются руководители высшего (институционального) уровня.
Формирование оргструктуры процесс сложный, достаточно трудоемкий. Сочетание разнородных структур при управлении текущей деятельностью, выработке стратегии, разработке инноваций - отличительный признак лучших систем управления.
3. И организационная структура, система управления - это средство достижения целей организации.
В управленческой практике очень важно отделять цель от средства. Еще Аристотель говорил, что "не цель бывает предметом решения, а средство к цели..." С одной стороны, цели отражают требования объективных законов жизни человека и общества (закон экономии времени, закон стоимости и т.п.), а с другой, цели являются продуктом сознания и формулируются людьми, отражая их интересы.
Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта - это средство достижения цели.
В табл. 13.1 ясно видно, что уровень квалификации работника обеспечивает качество услуг, качество сокращает издержки, сокращение издержек увеличивает прибыль, большая прибыль дает больший дивиденд на акцию. Именно через средства устанавливается связь идеальной в своей основе цели с объективным реальным миром.
Таблица 13.1.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.