logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.

Любая компания, выходящая на международную арену бизнеса в роли экспортера, импортера или прямого иностранного инвестора, должна иметь информацию о среде, в которой она собирается действовать, например, о политических условиях (политическая; экономическая, социальная и культурная окружающая среда) и технологических условиях. В большинстве случаев международные компании не могут изменить эти условия, поэтому должны принимать их и учиться уменьшать свои риски с учетом местной специфики. Часто успех на глобальных рынках зависит от этих условий и от того, насколько хорошо иностранные компании адаптируются к ним. Сервисная компания с глобальными устремлениями должна думать, действовать и вести себя глобально. Глобальная компания должна помнить, что контакт предполагается не с единственной культурой, единственной религией или единственным набором правил и инструкций, поэтому она должна отказаться от своего национального подхода к услуге. Роберт Эллинг (Robert Ayling), главный руководитель British Airways, который пытается трансформировать свою компанию в глобальную авиалинию, говорит: «Мы не хотим, чтобы слишком настойчивое продвижение британской авиалинии вызвало у людей отвращение».

Политические условия. Прежде чем начинать действия или инвестирование в какую-либо страну, все международные компании оценивают ее политическую стабильность. Политическая нестабильность — гражданская война или правительство с неопределенным будущим — существенно увеличивает риски для международной компании.

Роль правительств. Правительства могут накладывать ограничения на торговлю и прямые иностранные инвестиции. Главной задачей таких ограничений является максимизация выгод от международной торговли при минимуме риска (в том числе риска национальной безопасности). Например, правительства часто обязывают зарубежные компании находить местных партнеров. Другим общим требованием является то, что международная компания обязана нанимать на работу определенную часть местных служащих и устанавливать для них обучающие программы. Правительства могут также вводить требования лицензирования.

Экономическая окружающая среда. В общем, спрос на услуги возрастает по мере роста уровня дохода. Международные сервисные компании, когда оценивают привлекательность нового рынка, обращают внимание на такие статистические данные, как ВВП. Столь же важным является текущий уровень экономического развития и предвидение будущего экономики в стране-кандидате. Наконец, интенсивность конкуренции в индустрии является другим важным фактором, который принимается во внимание прежде, чем вкладывать инвестиции в зарубежную страну.

Социальная и культурная окружающая среда. Понимание культурной и социальной окружающей среды в конкретной стране является очень важным фактором для сервисных менеджеров, которые вовлекаются в контакт с покупателем. Если система оказания услуг спроектирована без учета социальных и культурных норм страны-хозяина, это может обернуться столкновением культур и убытками для сервисной компании.

Технологическая окружающая среда. Доставка надежной высококачественной услуги зависит от существования надежной и современной коммуникационной инфраструктуры. Очень важной является также хорошо разработанная система финансовых услуг.